Причины сползания Византии к гибели - это тема для отдельного большого разговора. Что же касается целей ПКП, которые ставили перед собой его организаторы, то А.А.Васильев не только называет освобождение Иерусалима и помощь византийцам в качестве целей Ватикана, но и они у него первостепенные, а вот надежды\расчеты на распостранение папской власти на Востоке - на втором месте.
И он не один такой, между прочим. Вот Жан Ришар, к примеру:
"Причина крестовых походов та же, что побудила основать новое королевство [Иерусалимское - Ilik]: папа Урбан II двинул баронов Запада к Иерусалиму с целью "освободить могилу Христа", поскольку нашествие турок сделало невозможным паломничество ко Гробу Господню. Число тех, кто откликнулся на его призыв, сильно превышавшее количество французских рыцарей, которые в том же самом XI в. помогали испанцам отвоевывать их полуостров у мавров - что было такой же "священной войной" и не требовало совершать опасное и долгое путешествие в Святую Землю - нам ясно демонстрирует, что христиане приняли эту задачу очень близко к сердцу."
(Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002, с.24).
Или вот Пьер Виймар, называющий интересные стратегические причины, тоже далекие от приземленно-меркантильных целей:
"Сегодня хорошо известно, что до проповеди папы Урбана II никто не задавался идеей совершить крестовый поход к Святым местам. Папа же был сильно озабочен новым витком мусульманского нашествия. Все христианство должно было перейти к обороне, и, поскольку лучшая защита — это нападение, понтифик, без сомнения, мечтал о резком повороте, который, поразив ислам в самое сердце, позволил бы восстановить христианство в Испании и Византийской империи."
"Большинство современных исследований приписывают идею заключения соглашения с Алексеем Комнином папе Урбану II: западная военная поддержка компенсировала бы возвращение к единой Церкви. С этой точки зрения можно считать, что крестовый поход был задуман папой как военная экспедиция, в цели которой входило нанести удар по стратегически важной части мусульманского мира и помочь попавшему в трудное положение василевсу. Именно отсюда проистекает некая двойственность крестоносного движения. Что касается выбора Иерусалима, то лишь он один притягивал к себе христианский мир: завоевание этого города повредило бы исламу, поскольку Иерусалим и для этой религии был одним из святых городов."
Виймар также, вслед за А.А.Васильевым, говорит и о стремлении Ватикана к объединению церквей через военные действия на Востоке:
"Второй фактор: участие Святого Престола в восточной политике. Папство страдало от раскола и намеревалось сделать все возможное, чтобы вернуться к единству Церквей. Средства для достижения этой цели были столь же многочисленны, как и разнообразны: уступки в теологическом плане, военная помощь василевсу в борьбе со множеством врагов, а также, в случае необходимости, подчинение себе Византийской империи и Православной церкви более радикальными методами. Нет никаких сомнений, что папство с интересом и любопытством следило за попыткой нормандцев завоевать Константинополь."
(Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. СПб., 2003).
Кэрол Хилленбранд о причинах ПКП:
"Крестовые походы - это, можно сказать, квинтэссенция выражения "религиозные войны". Разумеется, мотивы, побудившие франков отправиться в Святую землю, были весьма многообразны. Однако исследования западных ученых показали, что религия несомненно сыграла важнейшую роль во всем этом предприятии. Нет никаких сомнений и в том, что средства религиозной пропаганды и религиозные символы, фигурирующие в речах и религиозных трактатах франков, были христианскими символами: прежде всего это Крест, Иерусалим и Священная война".
(Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. М.-СПб., 2008, с. 101).