Крестоносцы и Грузия

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение Ilik » 06 июн 2009, 14:25

Постараюсь продолжить, по возможности, рассказ о связях Грузии с крестоносцами в рамках той схемы, которую предложил El_mariachi. Итак..


Шестой крестовый поход


Был объявлен в 1223 г. папой Гонорием III. Главной силой предстоящей кампании, по замыслу Святого престола, должны были стать войска Священной Римской империи. Для того, чтобы усилить личную заинтересованность в Святой Земле императора Фридриха II Гогенштауфена папа предложил выдать за него замуж Изабеллу - дочь Иоанна де Бриенна (Иерусалимского короля). Фридрих с энтузиазмом поддержал эту идею, для выступления был назначен 1225 г.
Весть о подготовке нового крестового похода быстро разнеслась по всему христианскому Востоку. В связи с этой новостью царица Грузии Русудан послала в Рим епископа Ани Давида с извинениями за то, что в 1221 г. Грузия не смогла действовать заодно с войсками Запада. Кроме того, Давид передал, что в Тбилиси знают о подготовке имперских войск к экспедиции и как только будет получена весть о выступлении, вся грузинская знать во главе с "коннетаблем" Иваном также выступит в поход. Папа ответил, что начало экспедиции не за горами и пожаловал грузинским крестоносцам те же привилегии, что и латинским. Эти переговоры состоялись в 1223 или в 1224 г.
Но в 1225 г. император в поход не отправился, хотя свадьбу с Изабеллой сыграл. Несколько последующих лет Фридрих вел сложную дипломатическую игру, целью которой было расширение и укрепление новоприобретенных владений империи на латинском Востоке без больших расходов на организацию крупномасштабного крестового похода. Император появился в латинской Иудее только в 1228 г. с небольшим войском.
Тем временем, Грузинское царство стало объектом нападения хорезмийцев Джелаль ад-Дина (1225 г.). Трудно сказать, успели бы грузинские войска поучавствовать в боях с сарацинами в Сирии или Иудее, если бы Фридрих высадился в Святой Земле согласно изначально принятому плану, но окончательно невозможным это сделали проволочки императора.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение Ilik » 06 июн 2009, 21:26

El_mariachi писал(а):Встреча Балдуина и Давида Строителя в 1119г.

Об этом пишет например Иоанн Багратиони ( 16.05.1768 - 15.02.1830, сын последнего грузинского царя Георгия XII, выдающийся грузинский писатель, просветитель и деятель, автор «Калмасоба»):
«Был Болдвоин королем Иерусалима, много раз одолевал сарацинов. И, как передают историки, Балдвоин тот прибыл тайно в Грузию».
О каких историках говорит автор, пока неясно. Интересна грузинская транскрипция имени Балдуина, это может говорить что Иоанн Багратиони пользовался латинским источником…

Позволю себе усомниться в том, что их встреча действительно состоялась. Не то, чтобы я был против этой встречи, нет. Но все же...
Балдуин II появился на севере только во второй половине 1119 г. после поражения антиохийского войска и гибели графа Рожера в битве против войск Иль-Гаази 28-го июня 1119 г. Балдуин спас княжество, одержав победу при Тель Даните (август 1119 г.) и последующие четыре года воевал с мусульманами, отбив у них все захваченные ранее города. Была ли у него возможность на месяцы оставить северный оплот крестоносцев, чтобы совершить тайный визит в Грузию? Я в этом совсем не уверен.
Тем не менее, у меня есть альтернативная версия. Дело в том, что до 11 апреля 1118 г. Балдуин II звался Балдуином дю Борком, графом Эдесским. Именно Эдесса была наиболее выдвинутым на северо-восток фьефом крестоносцев (географически наиболее близким к Грузии) и Балдуин дю Борк правил ею долгие годы до того, как стать королем. Так может он встречался с царем Давидом еще будучи графом? У графа Эдесского для этого было гораздо больше возможностей, чем у короля Иерусалимского.
Но для безымянных историков, на которых ссылается Иоанн Багратиони, эта деталь прошла незамеченной или просто исчезла за те столетия, пока информация дошла до грузинского просветителя XVIII в.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 03 окт 2009, 19:44

Ж.Ришар приводит данные, согласно которым церковь гроба господня, которая была крупным земельным собственником в Леванте, владела в XIII в. поместьями также и в Грузии. Туда из Иерусалима периодически отправляли представителя для сбора доходов.
Сомневаюсь, правда, что этот представитель добирался до цели напрямик, через мусульманские земли. Возможно, что его путь лежал по морю, через Константинополь и Трапезунд.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 03 окт 2009, 20:45

Хочу привести еще кое-какую любопытную информацию, но для этого придется вернуться назад, к Первому Крестовому походу. А.А.Васильев, ссылаясь на несколько работ по истории Грузии авторов XIX-XX вв., цитирует фрагмент "грузинской хроники":

"... когда франкская армия двинулась вперед и, с Божьей помощью, взяла Иерусалим и Антиохию, Грузия стала свободной, и Давид стал могущественным".

Что это за грузинская хроника, Васильев не говорит, но сам он определенно связывает успехи крестоносцев в Леванте с изгнанием Давидом Строителем сельджуков из Грузии около 1100 г. Т.е. второе могло быть следствием первого или, как минимум, повлияло на грузино-сельджукскую борьбу.
(см. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998, с.40.).
Лично для меня этот вопрос пока не понятен. Западные армии действовали в Анатолии, Киликии, Сирии и далее к югу. Поблизости от грузинских земель они не появлялись (на Армянском нагорье, к примеру). Тогда почему у Васильева не вызывает сомнения факт благотворного влияния Крестового похода на ситуацию с сельджуками в Грузии? Для ясности картины все-таки процитирую этого автора:

"Что касается Грузии, то сельджуки захватили страну в XI веке, и только после того, как крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, Давид Строитель изгнал турок. Это произошло около 1100 года..."
(Там же.).

Понятно, что Давид мог заранее узнать об армиях Запада, которые двигались сквозь сельджукские владения в Малой Азии. И мог спланировать свои действия, сообразуясь с этим новым фактором. Но опять-таки военные действия проходили слишком далеко от Грузии и не ясна степень их влияния на ситуацию в Закавказье. Единственное, что мне сейчас приходит в голову - это армия мосульского правителя Кербоги, которая в 1098 г. действовала против Эдессы и Антиохии. Возможно, в этой армии были какие-то сельджукские отряды с южного Кавказа и их уход оттуда ослабил сельджукскую власть и создал для Давида благоприятную ситуацию? Но и месопотамский Мосул расположен довольно далеко от Грузии.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 26 ноя 2009, 23:45

Из письма кантора и пресвитера храма Гроба Господня Анселла , епископу Парижскому Галлону и архидьякону Стефану (1108г.):
«Кроме того, из числа даров, которыми наградил меня Бог, к славе и почету и. к приумножению величия Вашей церкви, и Вас, и города Вашего посылаю Вам дар величайший и несравненный, а Именно крест, сделанный из дерева Святого Креста, и поручаю этот дар Вашему поверенному Ансельму, от которого я получил Ваши письма, нам адресованные. Как мы смогли прочесть в сирийских и греческих книгах, перекладины Креста Христова были из четырех кусков дерева: на одном Пилат написал титул, на другом были растянуты Его руки и прибиты ладони, третий — тот, на котором было подвешено Его тело, а четвертый, на котором был закреплен сам крест, пропитался кровью, сочившейся из бока и стоп, и тем самым был освящен. Так вот крест, который я Вам посылаю, сделан из двух кусков дерева, ибо в нем еще имеется вставка. Вставка из древа, на котором Он висел, и обрамление из подножия, на котором держался крест, - обе части почтенные, обе святые. Давид - царь георгиан, заодно со своими предками владел и охранял Каспийские врата, где заключены Гог и Магог, - а сын его занят этим и по сию пору. И страна его, и царство расположены, с нашей точки зрения, - по отношению к мидянам и персам - перед стеною. И этому кресту на протяжении своей жизни этот Давид выказывал высшую любовь и почтение, когда же он умер и сын стал во главе его царства, достопочтенная его супруга предпочла святость знатности, обрила голову, облачилась в монашеское платье и, взяв с собой немногих, но множество золота, отправилась в Иерусалим с намерением не возвращаться назад, а закончить там жизнь в смиренном молчании и молитвах. Золото, что привезла с собою, она распределила по конгрегациям, находящимся в святом граде, раздала нищим и паломникам, а затем под началом господина патриарха Гиббедина основала в Иерусалиме конгрегацию георгианских монашек. По прошествии времени по просьбе сестриц и самого патриарха она приняла на себя управление конгрегацией, снова раздавая и расходуя, и вот, заботясь о нуждах своей конгрегации, издержала все, что привезла с собою, а тут случился голод в наших местах, и она вместе с теми, кто был под ее началом, многое принимала в дар, а многое брала взаимообразно, поступая так никоим образом не ради нужд, своего тела, но заботясь о нуждах порученной ей конгрегации, движимая одним благочестием. Вот по какой причине; это древо бесценное обрело цену, и вот я посылаю его Вам, моля о том, дабы Вы приняли его с почтением, как тому и надлежит быть. Воистину, дабы это осталось в памяти потомков и преемников наших, запишите в Ваших книгах о том и откуда Вы получили его: «Анселл, клирик наш, этот крест из Древа Святого Креста прислал Церкви нашей и нам из Иерусалима». Желаю лишь того, чтобы Вы любили меня, Вас любящего, и после смерти моей поминали меня в своих молитвах. А к чьей груди прикоснется этот крест и благополучно ли удастся ему попасть к Вам - напишите мне о том в ответное посланий. Коли Вы желаете узнать, по какой причине, какой ради надобности, эта частица была отделена от Креста Господня, то я постараюсь изложить Вам то, что узнал из книг и рассказов стариков сирийских. Сказано в Евангелии: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге Сей", - да и Вы многое читали, но только не все. Ведь у греков есть много такого, чего нет у латинян. Однако Вам известно из книг о том, что святая Елена приказала рассечь Крест Господень посредине - один крест отвезла к сыну в Константинополь, другой оставила в Иерусалиме. И этот, оставшийся, Хосров, разорив Иерусалим, похитил и увез в Персию, а император Ираклий, убив Хосрова, возвратил обратно в Иерусалим и поместил на Лысой горе, чтобы там ему поклонялся народ. После смерти Ираклий племя неверное стало притеснять христиан до такой степени, что стремилось изничтожить само имя Христово, память о Кресте и Гробе стереть вовсе. Разведя большой костер, они сожгли часть Гроба и собирались уже сжечь и Крест, но христиане его спрятали, за что многим пришлось поплатиться жизнью. После этого, посовещавшись, христиане разделили Крест на множество частей и разослали их по церквам правоверных, дабы если одна часть и окажется сожженной, то остальные будут целы. Итак, в городе Константинополе, кроме креста императора, находятся еще три, на Кипре два, на Крите один, в Антиохии три, в Эдессе один, в Александрии один, в Дамаске один, в Иерусалиме четыре: один у сирийцев, один у греков в церкви святого Саввы, один у монахов из долины Иосафатовой и одним владеем мы, латиняне из храма Гроба Господня, и он в полторы ладони длиной, в дюйм шириной и в четыре толщиною. Еще один у патриарха георгиан и один у георгианскогр царя, как раз этот теперь и принадлежит Вам по Божьей милости. И ныне, ради приумножения Вашей радости, к вящим славе и почету Вашей церкви, королевского достоинства и города Вашего, и Вас, прилагаю к величайшему дару, несравненному сокровищу, я со всей своей преданностью посылаю Вам дар величайший и несравненный, а именно крест, сделанный из камня Гроба Господня Бернардом, по Вашему свидетельству, человеком достойным, регентом церкви святой Женевьевы, смиренно моля о том, дабы Вы приняли его с почтением, как тому и надлежит быть. Желаю лишь того, чтобы Вы любили меня. Вас любящего, и после смерти моей, поминали меня в своих молитвах. А к чьей груди прикоснется это сокровище и благополучно ли удастся ему попасть к Вам напишите мне о том в ответном послании. Пребываете в здравии.»
(MPL CLXII, col. 729-732)

Из «Историй деяний христиан в Палетине и на Востоке» Гийома Тирского (XII-XIII вв.):
«Поведаю вам о георгианах, у которых в монастыре хранится одна из частей Креста, о том, что они за народ, а не какова их страна. Страна их называется Аваг, и там есть и король и королева. Другие народы называют эту страну страною женщин. А называется оная страною женщин потому, что царица той страны скачет верхом и ведет за собою войско женщин точно так же, как король ведет мужчин, В стране этой.у женщин только одна грудь, и я расскажу вам почему. Когда девушка родится и достигает созревания, ей удаляют правую грудь каленым железом, а левую оставляют так, чтобы она могла кормить ею детей. А того ради удаляют правую грудь, чтобы она не мешала ей метать копье во время сражения.»
(RCH. Occ. II, 504; Michelant, Raynold 1882: 47)
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 26 ноя 2009, 23:49

Ilik

Дидгорская битва, была выиграна благодаря гению Давида.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение Ilik » 28 ноя 2009, 00:09

El_mariachi писал(а):Ilik
Дидгорская битва, была выиграна благодаря гению Давида.

Это вы к тому суждению А.А.Васильева, которое я привел выше? Не сомневаюсь в талантах Давида Строителя, но всё же хотел бы понять ПОЧЕМУ возникла мысль о благотворном влиянии Первого Крестового похода на освобождение Грузии от сельджуков? Причём Васильев не просто берёт её из воздуха, а ссылается на три следующие работы:
M.Brosset. Histoire de la Georgie, vol. I. St.- Petersbourg, 1849, pp. 352-353; A.Dirr. Georgie. - Encyclopedie de l"Islam, vol. II, pp. 139-140; W.E.D.Allen. A History of the Georgian People. London, 1932, pp. 95-97.
Вы знакомы с этими книгами? Я - нет. Вероятно там данная точка зрения как-то обосновывается.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 28 ноя 2009, 01:18

Ilik

Я тоже не знаком с этими книгами. Но влияние крнечно же было благотворным(именно насчет сельджуков ничего не могу сказать, но в целом), вся Европа объявила войну исламскому миру, заклятому врагу Грузии.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 28 ноя 2009, 01:20

В 1223г. царица Русудан пишет Папе Гонорию следующее письмо, доставленное епископом из Ани, отрывок:
«Во время пребывания в Дамьетте легата Вашего мы получили Ваш высочайший совет, дабы брат мой [Георгй-Лаша IV] выступил на подмогу христианам [подготовил войско для похода на Дамаск]. И он имея это намеренье готовился к выступлению, когда в нашу страну вторглись злодеи – татары»

ответ:
«Мы доводим до сведения твоей светлости, что все совершившие сей труд лично и на собственные средства, а также те, кто лично не сможет принять участия, но на собственные средства взамен себя снарядит достойных воинов,— все они силою дарованного апостольской милостью отпущения сбросят пелену грехов своих, которые совершали когда-то и в которых исповедались. Этого отпущения удостоятся те, кто, принимая в походе участие сообразно количеству вложенных средств и преданности делу, оплатит поездку в Святую землю из собственного кармана или, сообразно сказанному выше, предоставит необходимые «совет да помощь». Сие великое отпущение грехов, на святейшем и всеобщем соборе дарованное всем христианам, мы ныне имеющейся у нас властью особо даруем тебе и всем христианам, являющимся твоими подданными и проживающим в твоем царстве и областях, тебе подвластных. Ты же прочти мое послание перед всеми своими подданными. Правоверными христианами, ведь и им мы по твоей просьбе также даруем апостольское благословение, обещая тебе и всем им во всех случаях, когда это будет нужно или необходимо, милость и расположение со стороны Апостольского престола»
(MGH. Epist. Saec. XIII. I, 180-181)


и еще один отрывок письма, уже преемника Гонория, Папы Григорий IX в 1240г., в ответ на сообщение Русудан о тяжелой войне грузин с монголами, и прошение военной помощи:
«..сарацины, с которыми мы приказали сражаться в землях Сирии, коварно сумели захватить такие рубежи и окружить нас со всех сторон, что мы едва имеем возможность получать хоть какие-то известия, а расстояние между странами не может позволить нам выступить Вам на подмогу, ибо все люди у нас поставлены ныне на защиту христианской веры в Италии, а также в пределах вышеупомянутых Сирии и Испании. Посему, не имея возможности оказать вам помощь как-нибудь иначе, мы шлем Вашей светлости наше послание, сообщая, что при всем нашем к Вам расположении мы не можем ныне оказать вам военной помощи, но по крайней мере сие послание, которое мы Вам направляем, станет свидетельством, нашего глубокого уважения..
(в заключительной части письма Папа просил царицу принять у себя миссию доминиканцев)»
(MGH. Epist. Saec. XIII. I, 664-665)


Из книги Николая Горелова "Царствие небесное"
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение sakt » 28 ноя 2009, 19:18

El_mariachi писал(а):[
Из «Историй деяний христиан в Палетине и на Востоке» Гийома Тирского (XII-XIII вв.):
«Другие народы называют эту страну страною женщин. А называется оная страною женщин потому, что царица той страны скачет верхом и ведет за собою войско женщин точно так же, как король ведет мужчин, В стране этой.у женщин только одна грудь, и я расскажу вам почему. Когда девушка родится и достигает созревания, ей удаляют правую грудь каленым железом, а левую оставляют так, чтобы она могла кормить ею детей. А того ради удаляют правую грудь, чтобы она не мешала ей метать копье во время сражения.»
(RCH. Occ. II, 504; Michelant, Raynold 1882: 47)

Описываются "античные"амазонки в Геродот-стиле. В конце 12-13 веке царицей сих амазонок и примкнувших к ним георгиан, была ТАМАР.
А за "1600"лет до ТАМАР , царицей амазонок и примкнувших к ним саков-скифов-мессагетов , "по чистой случайности" была ТОМИРИС. :shock:
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение EGAN » 29 ноя 2009, 11:09

Может не совсем в тему но близко. Можно упомянуть киликийского спарапета Липарита. Еще Алишан предположил его грузинское происхождение. А Чеваирчян обосновал связь с грузинскими Багратидами.
EGAN
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 ноя 2009, 20:36

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение Ilik » 01 дек 2009, 16:40

Насколько знаю, легендарное происхождение рода Багратидов связывалось с древнеизраильским Домом Давида. И грузинский царь Давид IV Строитель, о котором мы говорили выше, считался потомком израильского царя Давида в 78-м поколении. В таких представлениях тоже, по-моему, проявлялась своеобразная духовная связь Грузии и Иерусалимского королевства.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Крестоносцы и Грузия

Сообщение El_mariachi » 05 дек 2009, 05:13

Ilik

Это скорее сказка. Духовная связь Грузии и Иерусалимского королевства было скорее в том, что надо было гнать мусульман.
Dies diem docet
Аватара пользователя
El_mariachi
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2632
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 20:04
Откуда: Сан-Франциско

Re:

Сообщение Nehbcn » 06 дек 2009, 02:15

фома писал(а):
El_mariachi писал(а):Он не был русским и не употреблял термина "Грузия", а термин "Георгиа" уже древние греки употребляли.

Грузинские общины как я знаю существовали и на Синае и в Иерусалиме и на Балканах и на Кипре и в Греции.



Вот так вот и рождаются легенды. Недобросовестный переводчик заменил одно слово другим и пошла писать губерния.

Термин "георгий" безусловно греческого происхождения и обозначает - земледелец. Святого Георгия, именем которого называется современная Грузия древние греки знать не могли.

Христиане - последователи св. Георгия жили не только на Синае , на
Кавказе, но и в др. местах , в т.ч. и в Москве, на гербе которой изображен этот святой. Мы же не говорим на этом основании, что Москва - грузинский город.


А был ли вообще мальчик? 8)

Святой Георгий фигура скорее всего вымышленная................ в ТО ЖЕ время, ТОЖЕ из Каппадокии, ТОЖЕ с римскими легионами в Армению приходит Григорий Просветитель, , после чего в 301 г. христианство становится государственной религией в Армении.

"...после IV Вселенского собора от Православия отошли монофизиты и официальное духовенство Армении пошло по этому пути в Армении произошол раскол. Появилось две Церкви Армянская монофизицкая которая не признала определение собора и Армянская православная, которая приняла решение Собора. Так появились армяне-халкедониты, котрые перешли в подчинение Константинопольского Патриархата.
В середине VII в. Халкидонитство, очевидно, взяло верх в Армении, став господствующим вероисповеданием, и лишь в VIII в., после установления арабского правления и разрыва тесных связей Армении с Византией, армяне перешли к политике церковной самостоятельности. Окончательно разрыв с Армянами-халкидонитами определился на Маназкертском Соборе Армянской Церкви (726 г.), тогда же окончательно было прервано общение Армянской и Грузинской Церквей.
Армяне-халкедониты начали переселяться в Малую Армению, Сирию, Месопатамию, Каппадокию, где издавна существовали православные армянские общины, получавшие всемерную поддержку со стороны Византии.
Уже в VI-VII веках существовали епархии Армян-халкедонитов в Малой Армении, входившей в состав Византии. В списках епископий Константинопольского Патриархата
( с нач. X в.) приведены названия православных кафедр на армянских землях. В митрополию Трапезунда (современный Трабзон, Турция) входили епископии Шариан и Келькит по р. Гайлгет (современный Келькит), Сарчамадзор близ Карина, Байберд, Керчанис, Лерион, Мананали, Визаза, дзернак, Мцурн, Хах, хавчич, Серманц, Еланцберд, Андак, Басен, Сукавет, Хантиерц. Митрополия Екелесены, Хордзена и Тарона включала в себя 21 епископскую кафедру, среди них Хорзен, Тарон, Муш, Хойт, Хацун, Манцикерт (Маназкерт), Арчеш, Арцке, Амюк, Беркри, Востан. Ликопотамская епархия включала в себя область в долине реки Ликос (современный Кельхас) в Северной Месопотамии. В епархию Феодосиополя (Карин), находившуюся в юристдикции Антиохийского Патриархата, входили епископии Ордуру, Маврак (Маврокастрон), Сурб Мари (Святой Марии), Аруч. Антиохии подчинялись также кафедры Панаскерт и Калмах в Северном Тайке. Множественные кафедры Армян-халкедонитов не поддаются точной локализации. Возможно они располагались следующим образом: Мастравац – у горы Мастара на Ефрате в Анзитене; Марментидзур – по реке Мармет-джур, впадающий с востока в озеро Ван; святителя Николая – у монастыря святителя Николая Чудотворца на северном берегу озера Ван; Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) – в городе Ван; Елиссау – у монастыря святого Елише в на реке, к югу от озера Ван.
В XI веке, в период наибольшей экспансии Византийской империи на Востоке, епархии Армян-халкидонитов, иерархически связанные с православной Церковью, находились в Малой Армении, в Месопотамии, в Сирии, в Тароне, во владениях Давида Куропалота (Карин, Басен, Чормайри, Мардали, Харк, Апахуник), в Васпуракане, в Багреванде, в Айрарате, в Шираке. На землях, соседствовавших с Византией, общины Армян-халкедонитов имели давнюю историю, а в Северной Месопотамии (принадлежавшей кайсписким эмирам) и Васпуракане они появились с приходом византийских войск. Общины Армян-халкидонитов существовали также в столицах Багратидов – Карсе и Ани. Однако в этих городах, являющихся оплотами национальной Армянской Церкви, не могло быть епархией Армян-халкедонитов до тех пор, пока они не вошли в состав империи (соответственно в 1045 и 1065).

Нашествие тюрок-сельджуков во второй половине XI в., положившее конец присутствию Византии в Армении, вынудило общины Армян-халкидонитов постепенно перейти под власть грузинского Католикоса, и в XIII в. Их епископские кафедры воспринимались как «грузинские».

Из среды Армян-халкидонитов происходит также восходящий к греческому оригиналу и сохранившийся во фрагментах XI в. Месяцеловов. На одном из его листов записана «История Нунэ», входящая в историю Армении» Мовсеса Хоренаци ( в грузинской традиции Нино, двоюродная сестра Святого Георгия :wink: ) что свидетельствует об участии Армян-халкидонитов в изучении и развитии армянской литературы.

После Маназкертского Собора (VIII в.) усиливается требования единоверцев к Армянам-халкидонитам вести богослужение на греческом или грузинском языке – не столь в силу стремления к унификации форм религиозной культуры, сколько из опасений влияния нехалкидонитской Армянской Церкви."

Если в кратце-"Верхняя Грузия"-это Армения, а Святой Георгий-вымышленный персонаж, в противовес Григорию Просветителю.
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Re: Re:

Сообщение Ilik » 06 дек 2009, 16:08

Nehbcn писал(а):Если в кратце-"Верхняя Грузия"-это Армения...

Давайте уточним.
"Верхняя Грузия" хрониста Иоанна Хильдесгаймского - это на самом деле ближневосточные территории, населенные армянами-халкедонитами, которые были подчинены грузинскому католикосу, проводили богослужение на грузинском языке и епископские кафедры которых воспринимались со стороны как "грузинские".
Я бы сказал, что это интересная версия, которая выглядит правдоподобной. И это, кстати, может объяснить следующий пассаж данного автора:
"По всем землям султана георгиане передвигаются, не встречая никаких препятствий и не платя дани, ибо с соседями своими, иными сарацинами, ведут себя мирно и дружелюбно..."
Возможно, что в данном отрывке под "георгианами" он понимает армян-халкедонитов из Киликии или Осроены? Между полунезависимыми армянскими княжествами Леванта и их мусульманскими соседями действительно не всегда существовало состояние войны, эти феодальные владения были как бы вплетены в уже преимущественно мусульманскую политическую систему ближневосточного региона, а армянские воины даже служили наемниками у мусульманских правителей. Сразу вспоминается рассказ знаменитого Усамы ибн Мункыза об отряде армянских лучников на службе у эмира Шейзара - города-крепости на Верхнем Оронте.

Ну а настоящую Грузию Иоанн Хильдесгаймский, если судить по его тексту, имел ввиду под своим термином "Нижняя Грузия".
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1