Дайчин-баатар » 12 окт 2009, 11:59
Реформа вооруженных сил.
Поражение в войне с Японией заставило цинское правительство начать очередную реформу армии уже в 1895 г. Теперь за ориентир взяли Японию, быстро добившуюся больших успехов в модернизации общества и вооруженных сил.
Однако китайские реформы были половинчатыми – следуя внешним признакам модернизации, Цины не меняли уклада жизни Китая, не позволяли создать современную систему военного образования и комплектации армии.
В результате китайский командный состав продолжал подбираться по архаичным принципам личной преданности, физической силы и смелости в бою. Военное руководство осуществлялось местными губернаторами и генералами. Генеральный штаб был создан только в 1909 г.
Для улучшения обучения войск Цины вновь обратились к практике создания крупных учебных корпусов, на базе которых было решено модернизировать армию. К 1915 г. цинское правительство планировало иметь современную армию в 430 тысяч солдат.
Цинское правительство уделяло большое внимание внешней стороне реформ – разработке новой униформы, знаков отличия, флагов, прочей воинской атрибутики. Важным нововведением стало распространение права ношения орденов на подданных империи Цин – ранее ордена вручались только иностранным гражданам, оказавшим услуги империи. Одним из кавалеров высшего имперского ордена Двойного Дракона стал русский полковник Воронов, служивший в 1897-1900 годах инструктором в войсках генерала Не Шичэна – героя японо-китайской войны 1894-1895 годов, оказавшего упорное сопротивление войскам держав в мае-июне 1900 г. под Тяньцзинем. По иронии судьбы, полковник Воронов оказался в осажденном Тяньцзине и был вынужден убедиться в достаточно высоком качестве своего обучения. Лишь гибель Не Шичэна 13 июня 1900 г. в бою под Балитай в окрестностях Тяньцзиня привела к отступлению китайских войск.
Артиллерия.
Береговую и полевую артиллерию составляли пушки Круппа и Армстронга, многие образцы которых стали производиться в китайских арсеналах. Ряд китайских орудий, закупленных в Германии, был захвачен русскими войсками в ходе Боксерского восстания и, в дальнейшем, поступил на вооружение русских частей, расквартированных в Порт-Артуре.
Однако современных орудий не хватало и зачастую (особенно при подготовке к обороне городов) китайские войска использовали устаревшие гладкоствольные дульнозарядные орудия. Некоторые из них, по свидетельству очевидцев, были отлиты еще в XVII веке.
Униформа.
Архаичная военная форма, ставшая причиной насмешек в японо-китайскую войну, начала заменяться новой, по европейским образцам. Но процесс шел медленно и в одно и то же время в армии имелись подразделения, обмундированные в униформу разных образцов.
Старая форма состояла из куртки (курма) с обозначением места службы и указанием на принадлежность к роду войск – например, надписи в круге показывали, что солдаты служили в «обученных частях» (ляньцзюнь) гарнизона важной маньчжурской крепости Ашичэн, набедренников, шаровар, войлочных сапог на стеганой подошве и шапки с шариком.
Новая форма изготавливалась по европейским образцам, однако на фуражках офицеров продолжали сохранять традиционный шарик, служащий для различия званий.
Обучение.
Однако даже в Маньчжурии, где в спешном порядке создавалась современная Бэйянская армия (название Бэйян цзюнь было официально введено с 1902 г.), призванная служить опорой режима, было много войск, которые были плохо обучены и вооружены, чей уровень подготовки не соответствовал современным требования.
На рубеже ХХ века русские и европейские военные имели удачную возможность освидетельствовать реформированную китайскую армию в боевых условиях и отметить ее возросшую боеспособность.
Улучшилось вооружение войск, расквартированных в столичной провинции Чжили – войска, охранявшие императора, должны были превосходить все прочие вооруженные формирования в стране.
Однако войска, расквартированные в провинциях, были намного хуже обучены и вооружены. Особенно сильно это было заметно в Синьцзяне, ставшем после подавления мусульманского восстания 1864-1878 годов, глубоким тылом.
Получившие современное вооружение и обученные по-современному китайские войска вызвали беспокойство у русских военных наблюдателей, считавших, что к 1912 г. Россия встретится с новым международным фактором – сильной китайской армией, с которой придется считаться.
Спешно возрождался флот. Моряки стали проходить не только строевое обучение и морскую практику – в стране открылись крупные военно-морские учебные заведения. В Германии была закуплена серия боевых кораблей, в т.ч. 3 однотипных легких крейсера. Один из них – «Хайдэн» - был захвачен союзниками после боя у Дагу в 1900 г., но по условиям Заключительного Протокола 1901 г. возвращен Китаю.
Падение режима.
Однако реформы армии натолкнулись на серьезное противоречие – маньчжурский режим оказался неспособным сохранить союз с китайскими феодалами и не смог привлечь на свою сторону формирующуюся китайскую буржуазию. В армии была сильна национальная рознь и маньчжурская правящая элита продолжала уверенно контролировать лишь такие феодальные пережитки, как Восьмизнаменная и Зеленознаменная армии, в то время как китайские военные распоряжались современными войсками и флотом.
В октябре 1911 г. в очередной раз восстали солдаты Наньянской армии, склонной к мятежам и отличавшейся открытой враждебностью к маньчжурскому правительству.
Восстание в Учане послужило началом Синьхайской революции, приведшей к падению правящего режима и установлению Китайской Народной Республики.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!