Характерно, что многие публицисты уже в XIX веке считали тормозом развития деревни сохранение общины. Еще в процессе подготовки реформы 1861 года один из сотрудников Редакционных комиссий Владимир Александрович Черкасский пытался настоять на упразднении общины, но его предложения были отвергнуты. Против Черкасского выступили, как славянофилы, так и земляки из числа тульских дворян (дело чуть не дошло до дуэли).
Другим известным противником сохранения общины был Федор Павлович Еленев, ставший известным под псевдонимом Скалдин. Взгляды этого публициста были изложены на страницах "Отечественных записок", где он в 1867-1869 годах опубликовал цикл очерков "В захолустье и в столице" (его, кажется, собираются переиздавать в Смоленске). Несмотря на общий консерватизм взглядов Еленева, к его мнению охотно прислушивались и Герцен, и Маркс, и Ленин. В частности, большие выдержки из очерков "В захолустье и в столице" можно найти в ленинской статье "От какого наследства мы отказываемся?"
Вот что писал Скалдин:
http://lugovoy-k.narod.ru/lenin/02/26.htm"После невежества крестьян и подавленности их прогрессивно возрастающими налогами, одною из причин, задерживающих развитие крестьянского труда и, следовательно, крестьянского благосостояния, служит прикрепление крестьян к их обществам и наделам. Привязывать рабочие руки к одному месту и оковывать поземельную общину нерасторжимыми узами — это есть условие само по себе уже крайне невыгодное для развития труда, личной предприимчивости и мелкой поземельной собственности."
"Кроме прикрепления крестьян к их наделам и обществам, даже временные отлучки их для заработков сопряжены для них со множеством стеснений и расходов, вследствие круговой поруки и паспортной системы."
Автор очерков "В захолустье и в столице" пытался объяснить преимущества прусских реформ: "В Пруссии, как и во всей Германии, выкупались не наделы крестьян, давно уже признанные законом их собственностью, но крестьянские обязательные повинности помещикам."
Ленин приводит еще некоторые соображения Скалдина:
"Чтобы чрез сравнение нынешнего положения крестьян с прежним можно было судить о результатах освобождения из-под власти помещиков, для этого следовало бы, еще при господстве крепостного права, обрезать крестьянские наделы так, как они теперь обрезаны, обложить крестьян всеми теми повинностями, которые явились уже после освобождения, и посмотреть, как выносили бы крестьяне такое положение."
Отношение самого Ленина к взглядам Скалдина выражено так:
"Того, что в самом строе новых общественно-экономических отношений, в самом строе пореформенного хозяйства могут заключаться причины крестьянского обеднения, — этого Скалдин не только не видит, но и абсолютно не допускает подобной мысли, глубоко веря, что с полной отменой всех этих остатков крепостного права наступит всеобщее благоденствие."
"Да, конечно, Скалдин — буржуа, но он представитель прогрессивной буржуазной идеологии, на место которой у народника является мелкобуржуазная, по целому ряду пунктов реакционная. А те практические и реальные интересы крестьян, которые совпадали и совпадают с требованиями всего общественного развития, этот "буржуа" умел защищать еще лучше народника!"
"Скалдин в теории рассуждал как типичный манчестерец, совершенно не замечая ни этого характера своих рассуждений, ни соответствия их с нуждами капиталистической эволюции России. Энгельгардт на практике вынужден был действовать как типичный манчестерец, вопреки своему теоретическому протесту против капитализма и своему желанию верить в особые пути отечества."