Гипотеза.
"Въ лето 6308
первыи князь бысть в Киеве Кидарь,
а другиi князь Осколдеи,
а третiй князь Манамашь"
(Ф. Гиляров "Предания русской начальной летописи", стр. 129., рукопись помечена С. Б. №964, л. 137об.)
В этом фрагменте, выписанным Гиляровым из одного рукописного исторического сборника (содержащего выписки из других рукописей), приводятся три имени первых князей (якобы, Киевских), которые будто бы начали править с 800 года (в некотрых источниках, которыми пользовались польские историки, Киев основан именно в 800 г.).
1. Первое имя "Кидарь" ближайшие аналоги имеет в мусульманском именослове - Кидар 2-й сын Измаила. С другой стророны имя может иметь иранское (аланское) происхождение, например от кедæр (чужой), или связано с тат. (тюрк.) киндер (конопля, конопляный, холст, полотно, холщёвый), киндерә (бечёвка, шнур), сюда же кидерү (надевать, надеть, насаживать, насадить), сюда же венг. kender (конопля). По арабским источником титул мадьярского князя был "кенде", очевидно то же что титул "кендер-хакан" у князей Хазарии. Известно, что русские правители в 9 веке тоже именовались "хаканами", и вероятно титул кендер-хакан (конопляный князь*) в конечном итоге превратился в предании в Кидаря-князя. Имя Кидарь могло возникнуть и из имени Киндер (конопляный) после переосмысления слова, как мусульманского имени (о принятии русами мусульманства после 932 г. писал Мухаммад ал-Ауфи в кн. "Блестящие истории со всего света", 1-я пол. XIII в.** Вероятно ал-Ауфи имел ввиду что в 932 (300) г. был принято мусульманство, а христианство Русь принимала ещё до 864 г., когда возникла Росская епархия Константинопольского патриархата. Именно после 932 г. обостряются отношения с Византией, вылившиеся в неудачный поход 941 г.). Причём переосмысление имени Кендер (конопляный), как мусульманского имени "Кидар" могло произойти и в славяноязычной среде (вплоть до позднейших времён, когда была составлена рукопись, цитируемая Гиляровым).
2. Осколдей - это несомненно известный по другим летописям Асколд или Осколд. ПВЛ приписывает ему поход 860 г. на Византию, изложенный по Хронике Продолжателя Амартола и передатированный 866-м г. Отнесение этого похода к Осколдею ничем не оправдано и чисто умозрительно (исключительно на основе принятой в ПВЛ искусственной хронологии ранних событий). В нашем источнике имя приведено в чисто тюркской форме: Осколдей***, что позволяет полагать тюркское происхождение его носителя. Другая форма (Асколд, Осколд) также может быть сближена с тюркскими именами****
3. Манамашь - третий князь, имя которого также имеет тюркские корни, хотя на первый взгляд напоминает известное прозвище "Мономах" (греч. единоборец), закрепившееся за князем Владимиром Всеволодовичем. Манамашь может быть двусоставным булгарским именем из Мана- (частый компонент чувашских и татарских имён*****), и Мăши (чувашское мужское языч. имя, ср. тат. мач - везение, удача или мәшһүр - прославленный, известный или чвш. мăшăк - диал. тихий, смирный... вариантов несколько)...
Обратим внимание, что самые первые (неизвестные по имени) правители Руси в 9 веке носили титул "хакан", свойственный тюркским народам. Это довольно высокий титул, который должны носить родовитые правители, вроде того, как позднее только Чингисиды могли носить титул "хан". Из знатных родов у которых был титул каган/хакан хороши известны Дуло и Ашина. Трудно установить родовую принадлежность русских хаканов по имеющимся скудным свидетельствам, хотя известная легенда о родстве "Руса и Хазара" ("Рус и Хазар были от одной матери и (одного) отца. Затем Рус вырос и, так как он не имел места, которое ему пришлось по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться") скорее в пользу принадлежности русских хаканов к роду Ашина (к которому вероятнее всего принадлежали и хазарские хаканы).
По видимому в 10 веке, после походов на Каспий 913-914 гг., когда значительная часть русов, воевавших с мусульманами, была уничтожена хазарской гвардией, тюркская (прохазарская) партия русской знати потеряла поддержку, сама Русь встала на путь конфронтации с Хазарией, что завершилось уничтожением Хазарского государства при Святославе. В этот период и произошли изменения в составе правящей верхушке, когда к власти пришла новая династия, основанная Ингорем, которому летописи приписывают варяжское происхождение. Между тем и среди князей и среди знати немало носителей тюркских имён, возможно даже больше, чем представляют себе исходя из тн "норманской теории". Вспомним, что имя Ольгъ имеет прозрачную тюркскую этимологию от имени *Олгу (болг. форма тюрк. имени Улуг). Из его послов в Византию имена Карлы, Инегелда, Актеву, и др. могут быть истолкованны исходя из тюркских языков. Также в посольстве Игоря мы видим явно тюркские имена: Тилен, Тудор, Алдан, Кары и тп.; или такие, что имею тюркскую этимологию, но могут быть истолкованы и на других языках: Акун, Искусеви, Апубькарь, Инъгелд, Иггивлад и тд; либо иранские (аланские) имена Фуростен и Прастен, Стир, Хунар, Сфандр, Шихберн, Фудри, Туад, Фрутан или могут быть истолкованны, как иранские (аланские) Гуды, Берн, Стегги и тд. Смешение тюркского и иранского элементов по-видимому характерно для знатных родов, составивших правящий слой Руси, включавший также славянские (Вельмир, Володислав, Фаслав, Вузлев и др.), балтские (Ятвяг, Алвид, возм. Якун и др.) и прочие роды. Религиозное непостоянство русской знати того периода (принятие христианства не позднее 864 г., затем принятие мусульманства после 932 г., "языческая реформа" около 980 г., новое принятие христианства около 990 г.) очевидно приводило к частым переворотам, которые сопровождались гонениями на иноверцев. Победившая христианская ("варяжская", ср. "многие варяги были христиане", рассказ о святых мученниках-варягах) партия в 11 веке писала свою историю, в которой не оставалось места для смутной (скорее всего устной) информации о русах-мусульманах и русах-тюрках: легенда о Русе и Хазаре была забыта и сохранилась по-сути случайно в персидском сборнике, также случайно сохранился приведённый фрагмент о первых русских правителях тюркской династии.
P.S. Прекрасно осознаю спорность предложенной версии и считаю, что возможны иные варианты интерпретации источников.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечания:
* То есть князь, контролировавший производство и продажу конопляной пеньки, экспортируемой во многие соседние страны. Видимо, конопляный "бизнес" приносил немалый доход и титул "кендер-хакан" был престижным.
** "Русы… постоянно занимаются разбоем и знают только одно средство добыть себе пропитание — меч. Если кто-нибудь из них умрет, и после него останутся сын и дочь, то все имущество отдают дочери, а сыну не отдают ничего, кроме меча, говоря ему: "Твой отец добыл имущество себе мечом". Так было до тех пор, пока они не сделались христианами в трехсотом году Хиджры (932 г.). Приняв христианство, они вложили те мечи в ножны. Но так как они не знали другого способа добывать себе пропитания, а прежний теперь был для них закрыт, то их дела пришли теперь в упадок, и жить стало им трудно. Поэтому они почувствовали склонность к религии ислама и сделались мусульманами. Их побуждало к этому желание получить право вести войну за веру"
*** Аскел - уп. в 553 г. Феофаном царь гермехионов, в 922 г. ибн-Фадланом царт-вассал Булгара + чвш.-тат. -тай/-дай/-тей/-дей - частое окончание мужских имён (значение "жеребёнок 2-го года", то есть ребёнок муж. пола сопоставляется с жеребёнком в положительном смысле: резвый, живой, бойкий, красивый), сюда же монг. -тай, показатель имени муж. р.
**** Аскел - уп. в 553 г. Феофаном царь гермехионов, в латинской транскрипции Ascelti (nom. Asceltus) в переводе Анастасия (10 в.), имевшего перед глазами греческий текст, близкий оригиналу (мб даже саму рукопись Феофана).
***** Например чувашск. Манамар, Манаш, Манапике. Ср. тат. мән - порядок, чвш. мăнă, мăн - большой, крупный, толстый, старший и тд., мăнăш - величина, мăнаç - гордый, высокомерный,