Digger писал(а):На более позднем этапе (насколько позднем, мне сложно сказать, возможно в 7-6 веках) возможно так и было. Но на более раннем этапе, в период израильского расселения и в первые века монархии я совершенно уверен, что это было не так.
Я вас не понял. Что это значит?
Вы утверждали что-то вроде того, что монотеизм иудеев появился в результате запрета на изображение божества, так? ("Что характерно для еврейского монотеизма? Концепция, что человек не может (и не имеет права) воспроизвести внешность божества. И что человек не может делать бога (т.е. его статуи), а само божество делает его (человека). Где мы можем увидеть истоки этого восприятия? В пустынных культах. ") Я лишь попытался продемонстрировать вам, что монотеизм стал (судя по материалам библии) формироваться ещё когда запрета на изображения не было. (При этом серафимов для ковчега изготовили практически одновременно с получением заповедей, это если нужны примеры изображений в ту эпоху помимо медного змея).
Digger писал(а):А история с Моисеем и змеем, скорее всего, не более чем сказка.
Так ведь всё - сказка. Мы только из сказок таких и можем исходить.
Digger писал(а):В любом случае, евреев во "времена Исхода" не было ни в Синае, ни в Негеве, так что это сказка, прилепленая к культу Яхве его же жрецами.
Не понял? Ну, точнее, я догадываюсь, что вы имеете ввиду, но тогда извольте изложить вашу версию истории евреев и в привязке к ней этапы формирования религиозно-философских представлений ближневосточных семитов.
Digger писал(а):Я вам скажу почему - не умели, и не надо им было камни обрабатывать, а что изображений не делали - ещё не факт.
Почему ж не умели? Очень даже умели. А то, что нет изображений - это археологический факт.
В докерамическом неолите превращать каменные валуны в статуи? Наверняка не могли - инструмента подходящего не было. А дерево - могли, и вполне может быть что-то делали, но сгнило, не сохранилось. Это у меня тут на Урале в болотах деревянные статуи 6 тысячелетия д.н.э. из торфа достают, а в пустыне не реально чтобы сохранилось.
Digger писал(а):Ну уж про тундру (как и про пустыню) Вы мне не рассказывайте. Я прожил в тундре очень много лет и это совсем не пустыня. Даже не близко к ней. И идолы у оленеводов - ненцев тодже есть. Сам видел.
Я ваши слова про "Звёздное, бездонное небо, бездонная чернота - это надо видеть, чтобы понять, что происходит в голове жителя пустыни..." имел ввиду, я так-то в курсе, что тундра - не пустыня. И про идолов в курсе - их из дерева вырезают, или из металла выплавляют и в кучу платков разных, тряпок заворачивают, а потом с собой возят, или дома хранят. Но речь то была про камни необработанные, что они тоже у северных оленеводов есть, а не про идолы вообще. Те которые дома хранят - нгытарма, иттарма - не в счёт, а те которые из дерева делают и на святилищах на подступах к священным камням (которые представляются как окаменевший чум или аргиш такого-то божества) устанавливают - так и в Негеве/Синае они могли раньше бытовать, но с приходом иудаизма и ислама от этой части культа избавились. Вариант?
Вот из Головнёва "Говорящие Культуры":
(упс, кстати я в предыдущем сообщении сейдов сиддхами обозвал - по Фрейду оговорочка!) : "В саамской традиции сейд- дух-камень. По данным Н. Харузина,сейд кормят, обмазы- вая жиром и жертвенной кровью. Если сейд оказывается ви- новным в людских неудачах, его бьют, а в более важных слу- чаях откалывают от него кусок ударом другого камня или топора [1890. С. 190]"
Хотя был один идол у хантов, Старик Камень, там в платки и пыжиковую шапку камень был завёрнут, но это единичный случай на общем фоне. А так я ненцев вам в пример привёл для того, чтобы показать, что и небо звёздное есть, и природы красивые, и одиночество бывает, и камни ставят, а монотеизм от этого не возник.
Ещё в тему из Головнёва: "Известно, что как кладбища, так и святилища являются знаками определения социального пространства, ими в тундре отмечаются родовые земли. Священными оказываются и вы- соты, ограничивающие землю как осваиваемую человеком сушу, наиболее значительные из них располагаются на северных ру- бежах тундры и арктических островах (мыс Хаэн-сале, гора Минисей, о-ва Вайгач, Белый).
В понимании ненцев тундра не имеет определенных гра- ниц и не измеряется вширь. Одной из ее мер является беско- нечный путь, другой - жизнь, а третьей - высота. Может быть, действительно высотой удобнее всего измерять <неиз- меримую даль>."
Вот тут вся книга есть, очень рекомендую:
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/libr ... /index.htm