Nikola писал(а):Keil, да почему бы и не грифон?
Да потому, что не ложится в контекст поэмы.
Nikola писал(а):Но вот с чего вдруг понадобилось включать дива в действующие лица Слова - непонятно. Бог Игорю путь кажет, а вот все дохристианские боги абсолютно недеятельны - хоть это уже должно бы заставить задуматься, почему для дива автор сделал исключение? Но нет - все дружно выясняют, что это за неведома зверушка...
Не совсем так. Во-первых, как уже отмечалось мной, "Богъ" - это не обязательно христианский бог. Я не вижу
четкой, устойчивой связи с христианством. Указано "Богъ", а не "Господь". Во-вторых, дохристианские боги не обязаны что либо делать. Отношения к языческим богам было сродни почитанию своих родителей, прародителей. В третьих, для язычества характерно обожествление природы, фактически природа и есть "Богъ" славян. А кто помимо упомянутого "Бога" помогает Игорю бежать из плена? Именно природа.
При этом, я не думаю, что "див" относится к славянской мифологии. Я не вижу четкой связи между грифоном и "дивом". И все больше и больше склоняюсь к версии Югова А.К., к историческому толкованию, а не мифологическому.
Югов Алексей Кузьмич писал(а):Любопытные бывают вещи в полемике! Как-то С. К. Шамбинаго, желая выставить в беседе со мной довод против моего понимания слова див и защищая "дэва" как демоническое, мифическое существо, неожиданно для самого себя обогатил меня еще одним весьма весомым аргументом именно за то, что див и дивь - это собирательное - дикие (половцы).
Сергей Константинович привел издревле будто бы слышимое на Украине раздраженное, недоброе пожелание: "Щоб на тебе див прийшов!" И, надо сказать, он был удивлен, когда я возразил ему, что это речение, поговорка есть прямой довод за историческое, а не мифологическое понимание, так как слова прийти на кого-либо издревле в языке русском означали прийти войной, вторгнуться: "Приде Батый Кыеву в силе тяжце..." (Ипатьевская летопись, 1240 г.); "Приде неслыханная рать..." (там же, о татарах, 1224 г.). И. И. Срезневский при слове "приходити", указав значение: подступать, нападать, дает примеры: "Приходиша вся Чюдьская земля к Пльскову и бишася с ними" (Новгородская летопись, 1176 г.); "Придоша Половцы и победиша Всеволода" (Новгородская летопись, 1156 г.); "Пришедши бо Римляне плениша Иерусалим" (Иларион. Слово о законе и благодати).
Украина, Южная Русь, и являлась ареною прихода "диви": печенеги, половцы, татары. Удивительно ли, что поговорка-проклятие насчет прихождения диви запечатлелась именно там? Приходилось читать, что на Украине и доселе живет сказание об осаде города Торческа половцами.
Наконец, и в самом "Слове" сказано: "А погании со всех стран прихождаху с победами на землю Рускую".
Но ведь и великорусские сказки также сохранили память о диких народах и даже именуют их дивыми народами: Александр Македонский "нашел такие народы... свирепы пуще лютых зверей и едят живых людей... Однако же царь Александр Македонский от этих дивиих народов не струсил... Долго ли, коротко ли он с ними вел войну - это неведомо; только дивии народы струсили..." (А. А. Афанасьев. Русские народные сказки, т. IV, стр. 240).
Для истории русского языка и для палеографии возможность смешения "дивый" и "девый", как вообще слов с корнем "див" или "дев", вещь заведомая, и нет необходимости умножать специальные подтверждения такой возможности. Поэтому ограничимся немногими справками из словаря Даля (под редакцией профессора Бодуэна де Куртенэ, изд. 1914 г.). "Дивий, црк. стар. и в песнях и сказках, лесной, дикий... По новгородскому произношению девый, девичий". От слова "дивий" следует в словаре отсылка к слову "дева": "См. дева". Последовав этой отсылке, снова читаем: "девичий, девий, северное: дивий..."
Но и для Южной Руси столь же обычна мена "е" на "и" в этом же самом корне. Наконец, и в самом "Слове о полку Игореве" совсем рядом - "дивицею" и "девицею".
Автор "Исторической грамматики русского языка" замечает по этому поводу:
"Слова дева и дивить одного корня (div)" ("Исторические очерки",т.I, стр. 263).
Nikola писал(а):Так что див - герб или тотем Игооря! Может, и грифон... а шестокрылец - герб всех трех Мстиславичей!
Не верится, как-то выбивается это.