Владимир Бершадский
מבאר - Объясняет
Тайна Медного Змея
Моисея
МЕДНЫЙ ЗМЕЙ (евр. nеhaš nеhošet), в ветхозаветных преданиях изображение змеи, сделанное Моисеем в пустыне (после исхода из Египта) для защиты от «ядовитых змеев» (букв. - «огненных»), которые были насланы на него за малодушие и ропот во время скитаний по пустыне. После того как от укусов этих змей умерло множество людей, народ обратился к Моисею с покаянной просьбой помолиться Яхве о спасении от них. Моисей по указанию бога сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»
(Чис. 21:6-9: «/6/ И ПОСЛАЛ БОГ НА НАРОД ЯДОВИТЫХ ЗМЕЕВ, И ЖАЛИЛИ ОНИ НАРОД, И УМЕРЛО МНОЖЕСТВО НАРОДА ИЗ ИЗРАИЛЯ. /7/ И ПРИШЕЛ НАРОД К МОШЕ, И СКАЗАЛИ ОНИ: "СОГРЕШИЛИ МЫ, КОГДА РОПТАЛИ НА БОГА И НА ТЕБЯ! ПОМОЛИСЬ БОГУ, ЧТОБЫ УДАЛИЛ ОН ОТ НАС ЗМЕЕВ!". И МОЛИЛСЯ МОШЕ ЗА НАРОД. /8/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "СДЕЛАЙ СЕБЕ ЗМЕЯ И УКРЕПИ ЕГО НА ШЕСТЕ, И БУДЕТ: ВСЯКИЙ УЖАЛЕННЫЙ ВЗГЛЯНЕТ НА НЕГО И ВЫЗДОРОВЕЕТ". /9/ И СДЕЛАЛ МОШЕ МЕДНОГО ЗМЕЯ, И УКРЕПИЛ НА ШЕСТЕ, И БЫЛО, КОГДА ЗМЕЙ ЖАЛИЛ ЧЕЛОВЕКА, ТОТ СМОТРЕЛ НА МЕДНОГО ЗМЕЯ И ВЫЗДОРАВЛИВАЛ.»).
Эпизод этот следует связать не только с древними ближневосточными культами змеи с её амбивалентной семантикой, ассоциирующейся, с одной стороны, с плодородием, возрождением, исцелением, а с другой - с началами разрушения и зла, восходящими к вариантам змееборческого мифа (вспомним, что на древнеегипетской короне изображался змей-охранитель – урей. ).
Текст Торы нельзя читать только на первом уровне. Необходимо обратиться при помощи археолингвистики к другой семантике слова «змея» на древнем иврите. В торе фразу /6/ И ПОСЛАЛ БОГ НА НАРОД ЯДОВИТЫХ ЗМЕЕВ переводится в Торе (по переводу Давида Йосифона) так: «И послал Господь на народ ЗМЕЕВ САРАФОВ…»
Что же это за второе слово? Почему надо было уточнять, что змеи ядовитые? Неужели это и так не ясно? Что же это за слово такое – «Сараф»?
Если подумать, то приходит на ум русское имя и слово –
Серафим
Серафимы, один из 9 чинов ангельских, высшая степень в небесной иерархии, ближайшая к Богу.
Слово «сераф (сараф)» происходит от ивритского
שרף/шараф – "1. сжег, подпалил, прожёг; 2. ядовитая змея".
Итак, Серафим – это огнедышащий змей, охраняющий Трон Бога. У Серафима шесть крыльев – по числу лучей шестиконечной звезды. Серафим живёт в небе, он летает. Вспомните, пожалуйста, описание древнерусского «Змея-Горыныча», очень напоминающее летящую по небу ТУЧУ, из которой ударяют молнии. И прочтём ещё раз фразу из Торы с применением слова «серафим»: И ПОСЛАЛ БОГ НА НАРОД Серафимов, И ЖАЛИЛИ ОНИ НАРОД…
Перед нами типичное описание грозы в степи, в пустынной местности, когда любой стоящий предмет (или бегущий человек) становится объектом для удара молнии. Вспомним, что в степи категорически запрещается прятаться под отдельно стоящими деревьями. Но также опасно и передвигаться в вертикальном положении. Что же делать, если нет дома или пещеры? То, что сделал Моисей:
«/9/ И СДЕЛАЛ МОШЕ МЕДНОГО ЗМЕЯ, И УКРЕПИЛ НА ШЕСТЕ». Моше сделал не глиняного змея, не деревянного, но МЕДНОГО, А медь – самый лучший проводник электричества. Какое же чудо сотворил Моисей? Моисей создал ГРОМООТВОД! И это первое в мире описание громоотвода – за 3200 лет до Рихмана и Ломоносова!
Я не буду здесь говорить о том, что и знаменитый «Ковчег Завета» подозрительно напоминает большой электрический конденсатор. Есть очень подробное описание материалов, из которых построен «Ковчег Завета». Скажу лишь только, что с главного Имени Бога – אל/ЭЛ – начинаются слова Электрон и ЭЛектричество