El_mariachi писал(а):Про убииство Чудицкого по подробнее, желательно уголовную информацию.
С чего бы? Могу предложить только небольшое уточнение к вышеназванной "Истории Грузии" Вачнадзе.
Чудецкий Павел Иванович, ректор Тифлисской православной духовной семинарии был убит 24 мая 1886 г. в своей квартире бывшим семинаристом Иосифом Лагиевым, 19-ти лет, ранее исключенным из семинарии за чтение "Отечественных Записок". Лагиев получил 20 лет каторги и оказался на Сахалине, где учительствовал до весны 1890 года, когда он бежал с острова с сыном священника Никольским и еще какими-то "тремя бродягами" (см. Чехов А.П. "Остров Сахалин"). Что было дальше - не знаю. Чехов предполагал, что бродяги-уголовники использовали попутчиков как консервы. "Русские ведомости" писали, что Лагиев "сумел добраться до какого-то какого-то иностранного судна, перевезшего его в Америку».
Что же до ссылок на уголовные архивы, то требовать этого можно только от того, кто специально занимается этим вопросом, а не от случайного собеседника на форуме. Я могу Вам предложить только ссылку на эти архивы из примечаний к чеховскому "Сахалину": Д/В, ф. 1133, оп. 1, ед. хр. 118, л. 196. Удачи.
По поводу Кипиани - а что говорят российские источники по поводу его убийства: кем, при каких обстоятельствах?
Та же "История Грузии" Вачнадзе говорит, что
"по официальной версии, его убили два грабителя- рецидивиста с целью ограбления". Вы можете поделиться ссылкой по анафеме на "круг и среду", а не на народ?
Возможно я просмотрел Вашу ссылку на слова экзарха с проклятием грузинскому народу? В таком случае, прошу меня извинить. Не могли бы Вы еще раз процитировать часть его речи с проклятием?
El_mariachi писал(а):Факт убийства митрополитов Доситеоса и смерти в ссылке владыки Эквтимэ как я понял тоже не оспаривается? И как с гонениями на грузинские церковные песнопения? Тоже судя по всему - "грузинская экзальтированность"? Такое впечатление, что грузинская церковь "сама себя высекла в 19-ом веке"...
Уважаемый El_mariachi, я отозвался на ту часть Вашего сообщения, которую понял и которая случайно имела выход на сибирское путешествие Чехова. Сама по себе история Грузии мне близка настолько же насколько сама Грузия близка к моей родной Сибири. Общим, пожалуй, является только вопрос имперского администрирования нашими краями. Здесь могу обратить Ваше внимание на серию Historia Rossica от Нового Литературного Обозрения. В этой серии часто публикуются работы на тему "национализм и империя". Увы, до Грузии они пока не добрались, но ряд книг освещает вопрос управления имперскими окраинами: Северный Кавказ, Сибирь, Центральная Азия, Западный край... Книги не то, чтоб увлекательные, но хорошо рисуют картину текущего имперского строительства, административный поиск, досадные ошибки и удачные находки. Очень интересна книга Алексея Миллера "Империя Романовых и национализм". Каталог здесь
http://www.nlobooks.ru/rus/books/the_ca ... books/307/Эти вопросы сугубо интересны сейчас, когда бывшие национальные окраины империи переживают становление как самостоятельные государства, а их идеология направлена на объяснение и оправдание случившегося. Опять же, здесь обличительный пафос Ваших сообщений абсолютно закономерен: Империя была Зло и ничего в ней доброго не было, а потому слава Грузии! Скажу по секрету, порой самому хочется послать Масквабад со всей его политикой куда подальше. Останавливает, однако, понимание того, что и холодная и горячая вода текут из одного крана, а также привычка ощущать себя субъектом политики и творцом истории, а не их объектом.
Из всего сказанного следует что?
1. Я не знаю является ли
убийство кутаисского митрополита Доситеоса фактом или очередными домыслами. Фактом является высылка его и митр. Эквтиме. Учитывая их возраст, смерть еп. Досифея из-за всех этих треволнений вполне объяснима и я не вижу нужды акцентировать внимание на его насильственной смерти - и без того, причиной видятся испытания, которые им пришлось пережить по вине царских властей. Причисление их к лику святых я тем более не берусь комментировать и склонен предположить, что они были достойны беатификации.
Пережитое ими, к сожалению, имело причину в самой логике имперского строительства, в столкновение общероссийского патриотизма и патриотизма национального, грузинского, отягощенное восстанием. Да и последний период правления Александра I не отличался какой-либо мягкотелостью. И не только в отношении грузин. Русское население империи тоже испытало немало.
Характерно, что грузинская сторона до сих пор рассматривает этот вопрос в терминах узко национальных. В ее передаче противопоставляется не Империя и Грузия, но Россия и Грузия, что национально озабоченным сознанием воспринимается как указание на племенную вражду, как русские против грузинских. Формально, так и есть: Империя была Российской, но фактически она была многонациональной и царская политика не была отягощена каким бы то ни было русофильством вплоть до Александра III.
Выступление патриарха Тихона я рассматриваю в контексте того же вопроса: жить нам вместе или по-рознь.
2.
Гонения на грузинские церковные песнопения я отрицать не собираюсь. Потому я и сказал о том, что "общественности" в 80-х годах XIX века было от чего придти в возбуждение. Ректор Чудецкий в глазах грузинской общественности был олицетворением государственной политики русификации. Точнее, приведения всех краев империи под общие административные стандарты. В принципе, дело понятное и неизбежное. Этого вопроса и современная Грузия не смогла избежать. И если бы Грузия была самостоятельным актором, то она сумела бы решить тот же осетинский вопрос еще в 90-м, так же как решила азербайджанский - выперев всех, кто не желал считать себя грузином. Да, с человеческой точки зрения я сочувствую аварцам, осетинам или азербайджанцам, но считаю общее направление грузинской политики правильным. Можно ли было облечь ее в другую форму? Не знаю.
Тоже и с XIX веком. На мой взгляд, спорным было само решение взять Грузию под свое покровительство. Так ли уж необходимо было Закавказье для империи? Может быть было бы разумнее предоставить грузин своей судьбе? Я не знаю. Но раз уж приняли решение, то все дальнейшее было ожидаемым: и упразднение патриархии, и превращение края в губернию.