Я что-то уже сомневаюсь, что в обозримом будущем здесь появятся эксперты, и будет происходить нормальная продуктивная беседа. Что касается ответа, то я вкратце рассмотрел каждый пункт и по каждому из них у меня имеются дополнительные вопросы:
Облезлый кот писал(а):К возможным вне-библейским свидетельствам культового изображения Йахве я бы отнес следующие.
1. Надпись на призме Саргона 2 из Нимруда, упоминающую падение Самарии 721 года словами "... богов, в которых они верят, я взял в трофеи".
http://theosophical.files.wordpress.com ... inder1.jpg
Интересно, но в тоже время "...боги, в которых они верят..." слишком общее понятие, сюда ведь могут относится к другие боги, помимо Яхве, а, возможно, и изображения богинь, которые в Древнем Израиле были в избытке.
Честно говоря, просмотрев статью, я не совсем её понял. Насколько я понял, изображение в храме относится к ханаанейскому периоду и интерпретируется как изображение Таммуза.
Облезлый кот писал(а):3. Печать "Элиша бен Гедалйаху", найденная Г.Далманом в 1906 году, содержащая изображение бога на троне.
Несколько часов потратил на то, чтобы найти информацию об этой печати, в результате нашёл только краткое описание в книге "The Image and the Book: Iconic Cults, Aniconism, and the Rise of Book Religion In Israel and the Ancient Near East", в которой со ссылкой на работу Дальмана, которую я саму так и не нашёл, говорится о том, что это печать допленного периода, изображающая бога на троне. Это вполне может быть изображение Яхве, но хотелось бы получить более подробную информацию и взглянуть на фотографию самой печати.
Облезлый кот писал(а): 4. Рисунок из Кунтиллет Ажруд.
Ну, это известная картинка, особенно после публикации прошлого года, облетевшей весь интернет, и кочующей с сайта на сайт. Но никак, никак не могу разобраться с идентификаций трёх изображённых на ней фигур. Кстати, раз речь уж зашла о Кунтиллет Ажруд, на старом сайте -
http://vadym.web.cern.ch/vadym/ в статье "Ашера - деревянный столб или богиня?" написано: "Здание датируется концом 9 в. - началом 8 в. до н.э. Некоторые комнаты покрыты слоем белой штукатурки, на которой найдены пять надписей. Первая из них - неразборчива, вторая - религиозная надпись, которая говорит о благословении Яхве и его Ашерой, третья благословляет богов Ваала и Эла, а четвертая и пятая упоминает вместе Яхве и Ваала". Что это за надписи, которые упоминают вместе Яхве и Ваала - никак не могу найти.
Фотография этой монеты мне попадалась и раньше и она действительно может изображать Яхве, но есть два фактора, которые подрывают её ценность - во-первых, датировка - 4 век до н. э. - постпленный период под персидским (если ещё не греческим) владычеством, во-вторых, место нахождения - Газа, который, как известно, был исконно филистимским городом, а остатки филистимлян сохранялись и в постпленную эпоху. Так что даже если на этой монете действительно изображён Яхве (кстати, там только три буквы тетраграмматона), нельзя быть уверенными, что это изображение восходит к аутентичной израильской традиции.
И помимо всего вышесказанного - а как насчёт изображений Баала в Израиле 1-го тысячелетия до н. э., в Библии про них больше упоминаний, чем про изображения Яхве.