Сергей Заграевский писал(а):Лазарь Саковский был одним из киевских тысяцких, еще там Улеб и Иван Войтишич упоминаются. Мне кажется, это были какие-то аналоги нынешних московских префектов округов, а не воеводы конкретного князя. Их ведь потом Изяслав сманил. Поэтому я и придумал Коснята, который был рядом с Изяславом не только в Киеве, но и в Переяславле.
С большим интересом поднимаю и уточняю детали, из которых история и складывается.
В 1123 году было землятресение, из-за которого обрушилась в Переяславле каменная церковь Св. Михаила, но в 1146 году именно в ней благославлял Изяслава Мстиславича на поход в Киев епископ Евфимий.
Что касается воеводы Лазаря Саковского, то в 1146 году при осаде Новгород-Северского войсками Давыдовичей и Мстислава Изяславича (сына Изяслава) был убит Андрей Лазаревич. Соловьев С.М. считает, что если последний был с Мстиславом, то это сын Лазаря Саковского. Не по разные же стороны отец и сын служили. В любом случае, с 1147 Лазарь упоминается как тысяцкий Изяслава, а с 1151 года его тысяцким был Шварно.
Наверное, Вы правы, что при неизвестных фактах лучше выдумывать новые имена.
Далее:
Изяслав не только предложил мне отравить Всеволода, но и хотел предоставить яд, но я отказался, так как не был уверен в том, насколько яд переяславского князя действенен и через сколько времени убивает. А здесь надо было все точно рассчитать. Поэтому я сказал, что предпочитаю алмазную крошку, и попросил дать мне несколько алмазов.«Всеволод ъ же [Oльгович], пришедъ в Киевъ, разболися… Въ вътреи же день преставися Всеволодъ месяца августа въ 1 день …
[Изяслав с войсками входит в Киев]…Бысть же съступъ месяца августа въ 13, въ день въ вторникъ …» (Ипат. 1146)
В принципе, участие Изяслава Мстиславича в организации покушения на киевского князя теоретически возможно. Не понятно, правда, каким способом «герой» собирался из алмаззов пыль получать. Первое известное отравление алмазной пылью 1512 год, когда оттоманский султан Баязет II таким способом был отравлен своим младшим сыном Селимом I. Но тогда и алмазов было много и техника их огранки разработана. Но не суть. В литературном произведении можно и пофантазировать.
..покинув походный лагерь Всеволода, отправился не в Киев, а в Переяславль, чтобы предупредить Изяслава Мстиславича, что великому князю осталось жить всего несколько дней, и надо срочно готовить войско. Благодаря этому князь выступил на Киев уже через день после смерти Всеволода…Это противоречит Ипат. :
«В то же время посла Игорь [Ольгович] Изяславу [Мстиславичу], рече: «се брата нашего Богъ понялъ, а стоишь ли въ хрестьномъ целованьи. Он же ни ответа ему не дасть противу тои речи, на посла к нему пусти.
И не угоденъ бысть Кияномъ Игорь [Ольгович], и послашася къ Переяславлю къ Изяславу [Мстиславичу], рекуче: «Поиди, княже, к намъ, хощемъ тебе».
Изяславъ же се слышавъ, и съвъкупи воя своя и поиде на нь ис переяславля, вземъ молитву у святомъ Михаиле у епископа у Ефимья…» (Ипат.1146)
т.е. и на момент первого посла от Игоря Ольговича и на момент второй делегации от киян Изяслав был в Переяславле, а это мин. двое суток езды. Расстояние между городами
85 км. К тому же он не сразу на Киев двинулся, а за Зарубом и в Поросье Черных Клобуков собирал. Видимо, либо мобильный был на случай войны, либо заранее подготовился. Но в любом случае 13 дней минус 5 дней на дорогу ( Киев-Переяславль –Киев ) вполне реальное время сбора получается.
«…киевское ополчение перешло на сторону переяславцев немедленно после начала сражения…»На сторону Изяслава перешло не ополчение, а бывшая дружина Всеволода Ольговича с тысяцким Улебом и воеводой Иваном Воитишичем.
Митрополита признали только подчинявшиеся верховной власти Изяслава Киев, Переяславль, Смоленск и Волынь. В Чернигове, Новгороде, Суздале и Галиче либо епископы, либо князья, либо и те и другие отказывались признать власть Климента и по всем церковным делам сносились непосредственно с византийским патриархом. Ну, а Полоцкое княжество не подчинялось даже Мономаху, не говоря уж об Изяславе. Поддержка русского митрополита зависела ни от княжеских предпочтений, а от того кто по национальности был местный епископ. Процесс смещения епископов-греков начался ещё при Всеволоде Ольговиче. У Присёлкова в "Очерках по ЦПКР" подробно описано кто кого когда замещал.
К июлю 1147 г. расстановка политических сил была такой:
Киев держал сам Изяслав. К Киеву относились две епископии: Белогородская (Федор) и Юрьевская (Демьян);
Владимир-Волынский: «резервная вотчина» Изяслава. Епископ - грек Федор скопец.
Чернигов: его союзники Давидовичи. Епископская кафедра в руках Онуфрия (главного вдохновителя Изяслава на события 1147 г);
Переяславль: сын Изяслава – Мстислав. Епископ-Евфимий;
Смоленск: брат Изяслава - Ростислав Мстиславич. Епископ - грек Мануил;
Новгород: брат Изяслава – Святополк. Епископ – грек Нифонт;
Туров: сын Изяслава – Ярослав. Епископ – (Иоаким, «приведенный» в Киев в 1146 г.);
Полоцк: зять Изяслава – Рогвольд Борисович. Епископ – Козьма.
Врагами Изяслава были Владимирко Галицкий (зависимый от Византии), Юрий Суздальский и Святослав Ольгович, которого, вместе с его плененным братом Игорем, Изяслав лишил Киева.
В Новгороде хоть и правил родной брат Изяслава Святополк, но епископом был грек Нифонт - главный противник автокефалии Русской Церкви;
В Смоленске хоть и правил родной брат Изяслава Ростислав, но епископом был грек Мануил и не просто проголосовал против, но и настоял на отделении смоленской епархии от переяславской в 1150 г.;
В Полоцке хоть и зять Изяслава сидел, но епископ грек Косьма тоже проголосовал против.
Остальные епископы из русинов, в т.ч. и епископ Чернигова Онуфрий, который и вел собор, проголосовали ЗА.