ЗАКУЛИСА ПОХОДА 860 ГОДА
Сообщение о попытке крестить византийских иудеев во второй половине IX века содержится в жизнеописании императора Василия I (867—886), составленном впоследствии, в середине X века, его внуком Константином Багрянородным. Историками конца XIX века достоверно установлено, что внук стремился приписать все инициативы (например, крещение Болгарии, состоявшееся, как точно известно, до восшествия Василия I на престол, а также и первое крещение Руси в 866—867 годах) своему деду. Гораздо достовернее представление, что религиозно-церковные инициативы того времени принадлежали святому Фотию, фактически возглавившему Константинопольскую патриархию еще в 857 году, есть все основания заменить в цитируемом тексте слово «царь» словом «патриарх»: «царь не устранился и не отступился от апостольских дел, но прежде всего уловил в сети Христовы жестокосердый сам по себе народ иудеев. И вот он приказал им явиться на диспут с доказательствами своей веры и показать, что доводы их прочны и неколебимы, или, уверовав, что Христос — глава Закона и пророков и что Закон — не более как тень, рассеиваемая сиянием солнечного света, обратиться к учению Господа и креститься. У многих снял царь пелену с глаз и обратил в веру Христову, хотя немало их, когда он ушел из этой жизни, яко псы вернулись к своей прежней вере». Далее сообщается, что «точно так же обошелся он (царь. — Gosha), и с болгарским племенем». Однако хорошо известно, что Болгария приняла крещение в 864—865 годах, а Василий стал императором только в 867 году. Вполне естественным будет прийти к выводу, что и попытка крестить иудеев относится к более раннему времени и была предпринята энергичным поборником распространения христианства святым Фотием, а не императором Василием. Именно Фотий, а не малообразованный Василий устроил конфессиональный диспут с византийскими иудеями. По-видимому, именно в ответ на это иудаистский Хазарский каганат, организовал нашествие флота Руси летом 860 года на Константинополь. Между прочим, как бы объясняя необходимость «исполь¬зования» хазарами военной силы русов, Масуди сообщает: «Хазарский царь не имел морских судов, и его люди не умели обращаться с ними». Из подвластных Кагана¬ту народов только русские имели настоящий флот, который был способен осаждать Константинополь, а также помогать в войне с мусульман¬скими государствами, которые располагались на побережье Каспийского моря, и с которыми Каганат воевал, начиная с 801 года, и не раз терпел пораже¬ния. Таманская Русь подключила к походу и Русь Днепровскую. Не менее важно было и то обстоятельство, что, заставляя Русь нападать на Византию и государства прикаспийских му¬сульман, хозяева Каганата сами далеко не всегда вступали в открытый конфликт с этими государствами. Это ясно видно из рассказа Масуди о походе руссов на Царьград в 860 году, и на Каспий в 913-914 году. Нашествие, как называют поход русов современники, был масштабен и исключительно жесток по отношению к мирному населению, в ходе этого нашествия, по сообщению тогдашнего папы римского Николая I, «сожгли церкви», а помимо того, в соответствии с древним иудейским заветом, «свирепость до предела терпения — по свидетельству патриарха Фотия, — русь жестоко умерщвляла и всех бессловесных животных и людей от мала до велика, лежал вол и около него человек, дитя и лошадь получали общую могилу, женщины и птицы обагряли кровью друг друга».