На Кавказе горы несколько больше способствуют изоляции разных групп населения. На Урале же сдерживают в основном национально-конфессиональные различия, но и то не всегда (например, удмурты едят свинину, а татары-нет, но могут выращивать ее на продажу ).
Праздник удмуртов Акашка (от булг., ср чуваш. ак – плуг и яшка – похлебка, букв.: плужная похлебка в значении плужный пир, праздник ) и татарский Сабантуй это по сути дела один и тот же праздник "первой борозды". В диссертации это почему-то не отмечено (см. цитату 4). Раньше они праздновались в один день весеннего равноденствия, но потом сроки изменились. В. Напольских писал, что слово "Акашка" это булгаризм, правда, констатируя его доисламское ( но тюркское?) происхождение. "Сабантуй" тоже, скорее всего, булгаризм. У земледельцев-чувашей этот же праздник нынче называется "Акатуй", а у ассирийцев Востока-Акиту. Это восточный праздник Нового года, когда "воскресший" и "обновленный" царь обязан был вспахать первую борозду и этим в том числе подтвердить свои права на царствование в предстоящем году. О нем, как о празднике Акиту вавилонян и шумеров, написано достаточно много. Даже русские Новый год до реформы Петра Первого праздновали осенью. Это одно общее цивилизационное влияние, только древнее его название Акиту у ираноязычных до 5 века н.э. булгар сменилось на Сабантуй. Как видно, праздник Акашка (и чувашский Акатуй) имеют корни гораздо более древние, чем можно себе это поначалу представить. Ссылки на принадлежность этого праздника кочевникам недостаточно обоснованы. Ни при чем тут и ислам (арабы-бедуины не были земледельцами). Праздник достаточно распространен на Кавказе.
1. "В смешанных селениях и семьях, где живут представители разных религий, учитываются пищевые запреты и предпочтения, постоянно идет поиск компромиссного решения. Женщина удмуртка: "Татары свиней не держали. Свекровь и сейчас не держит. Я у свекрови разрешение спрашивала. Можно ли мне свиней держать. Она разрешила. Но доской и ножом, которыми разделывали и готовили свинину, ничего не разрешала резать" (ПМА2) Татары, соблюдая запрет на свинину, обычно держат их для продажи соседям удмуртам или русским." (
http://journal.iea.ras.ru/archive/2010s ... 2010_6.pdf )
2. "Исламская культура оказала влияние на материальную и духовную жизнь удмуртов: праздник «акашка», женский камзол, ряд узоров, слов, личных имен и фамилий, бытовых привычек заимствованы ими у татар-мусульман." (
http://notions.ru/dictionary/1306/islam ... urtov.html )
3. "Влияние булгар в области духовной культуры и религии отслеживается в двух аспектах. С одной стороны, предками удмуртов были заимствованы термины, употребляемые в их традиционной народной религии: название весеннего праздника Акашка, понятия ‘грех’, ‘обычай’, ‘жертвоприношение предкам’, корень ‘лекарство’, от которого образован глагол ‘лечить’ и название традиционного лекаря–все эти слова имеют собственно тюркское (доисламское) происхождение." (
http://suvar.org/books/napolyskikh_v._v ... arodov.pdf )
4. "Исторические корни календарных праздников татар, имеющих многовековое прошлое и отражающих систему древнейших космологических, культовых воззрений народа, имеют в своей основе именно традиционную тюркскую культуру, как кочевого (скотоводческого), так и оседлого (земледельческого) периодов.
Представляет научный интерес книга Ф. Баязитовой2, являющаяся продолжением работы, посвященной семейным обрядам татар и где собран диалектологический материал об обрядах и поверьях народа. В работе приводятся интересные сведения о таких архаичных праздниках, как Такыя бейрвме, Акашка, Эмэл, Иарилэ и др.
Так, главный праздник татарского народа Сабантуй, по мнению исследователя, проводился в день весеннего равноденствия, посвящался Солнцу и духам ханов-вождей, но впоследствии сроки его проведения были отодвинуты и он, вобрав в себя и традиции Джиена стал общенародным праздником. В основе такого изменения лежало оформление и развитие нового мировоззрения в Волжской Булгарии в период распространения ислама, арабской письменности и проникновения системы летоисчисления арабской и персидской хиджры (Камария, Шамсия). В связи с проникновением в Поволжье вместе с исламом Науруза, а также с учетом земледельческого цикла работ Сабантуй отодвигался на начало весны. Джиен был приурочен к дням летнего солнцестояния, первоначально посвящался Солнцу, духам - хозяевам лесов, лугов, нив, рек, озер, родников, колодцев и т. д. и духам предков, а праздник Нардуган проводился в период зимнего солнцестояния." (
http://www.dissercat.com/content/istori ... alo-xxi-vv )
5. "Шесть значений слова «сабан» приводится в Толковом словаре татарского языка19, одно из которых «язгы» — «весенний» (например, «сабан бодае»20, «язгы бодай»21, «саба ќиле» — «весенний ветер»22). В этой связи правомерно и такое рассуждение: а может, «сабан» первоначально и означал понятие «весна» (весенний день), и Сабантуй с самого своего зарождения переводился как праздник весны, пробуждения природы? Такой же точки зрения придерживается, к примеру, писатель-краевед Д. Асылов, предполагающий, что слово «сабан» означает весну, а «Сабантуй» — «Праздник весны», не имеющий ничего общего с орудием для пахоты сабаном (сохой)23. В этом случае Сабантуй по солнечному календарю означает первый день нового года (день весеннего равноденствия — 20-21 марта) — Науруз. Его до сих пор празднуют сибирские и астраханские татары. У них он более известен под названием, означающим «мартовский праздник»24.
Такой точки зрения придерживается и исследователь М. Бакиров, который утверждает, что Сабантуй «по всей вероятности, занесли в Среднее Поволжье из Северного Кавказа… татары-булгары»66. Обосновывая свою версию, М. Бакиров продолжает: «Известно, что у многих народов Кавказа есть праздник первой борозды, который проводится с огромными почестями и включает в себя различные состязания наподобие конских бегов, национальной борьбы и т. д. Местные жители называют его по-разному: “праздник плуга”, “свадьба поля”, “праздник пахоты”, “плуг”»67.
Вместе с тем приведенные выше исторические источники свидетельствуют и о том, что Сабантуй у булгар первоначально характеризовал кочевнический характер образа жизни его организаторов. Эти компоненты — борьба, скачки, джигитовка, бег, кулачные бои и другие — имелись и у весенних праздников других народов Северного Кавказа, да и Закавказья в целом68. В труде А. Магомедова подчеркивается мысль о том, что «проводимые на празднике обряды имеют древнюю историю и связаны с магическими действиями. Так, главный пахарь почти во всех случаях надевал шубу наизнанку, что должно было обеспечить богатство новорожденному или новобрачным. Земля представлялась божеством женского пола, а плуг — мужского пола, их брачный союз рассматривался как возрождение природы»69." (
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/mag ... /11/11_01/ )