Lukman писал(а):В ПВЛ речь идёт о дани хазарам, а дань совсем не означает конкретного хазарского присутствия. Нигде не говорилось о столкновении варягов с хазарами на момент прихода Аскольда с Диром. Это как-раз и свидетельствует, что хазар в Киеве не было. Поляне лишь дань отсылали им.
Открываем "Киевское письмо" ("Кембриджский документ"):
- "А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная..."
---
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932.
Lukman писал(а):Эта тематика уже обсуждалась. "Каган" в этом случае упоминался как эпитет могущественного правителя, и позаимствован он отнюдь не у хазар...
А о чём по-Вашему его произведение "Слово о Законе и Благодати"? Именно о превосходстве христианской Благодати над иудейским Законом. И "каган" не один из эпитетов:
"Каган" - властвующий над народом, живущим в иудейском законе;
"Наш учитель и наставник" - высший духовный титул иудеев;
"Благородный — от благородных" - обыгрывается Βασίλειος (греч. βασιλεύς «Царь») - Имя он принял древнее, славное в роды и роды — Василий, с которым и вписан в книгу жизни в вышнем граде*, нетленном Иерусалиме...(СЗБ)
Подробно: НГ: "Каганы" Владимир и Ярослав в СЗБ