краевед » 19 дек 2016, 00:59
Уважаемый Лемурий, как мне представляется образы Карны и Жли в тексте "Слова" стоят в одном ряду с языческими божествами такими как Велес, Див, Троян, Даждь-бог, Срибог, Карна и Жля, до конца неясный Бус, Дева Обида, Великий Хорс. По-этому образы Карны и Жли, согласно тексту "Слова" следует отнести к языческим воззрениям, в какой - то мере пережитку народной веры, с каким боролась каноническая церковь, но, видимо, не смогла полностью искоренить древний славянский обычай поминовения предков. Эти обычаи поминовения предков сохранились и до настоящего времени под именем Красной горки и Радуницы. Само построение текста "Слова" на мой взгляд указывает на то, что Игорь, проходит путь от грехопадения, возможно, даже почитания языческих обычаев и божеств, к концу повествования находясь в плену полностью раскаивается в своих грехах перед православным Богом, уповая на его как Спасителя. Иное дело официальный источник такой как Ипатьевская летопись, в которой летописец не мог упоминать о "месте желю нареце каялы" как об языческом обряде оплакивания погибших, связывая поражение Игоря с Гневом Божьим. Так, что сравнивать образы Карны и Жли" "Слова" и "место желю нареце каялы", думаю, не совсем корректно.
Хочу обратить Ваше внимание на текст "Слова" по Екатерининской копии, повествующий о побеге Игоря из плена
въполебезводнежаждеюимьлучиспряже
тугоюимътулизатчепрыснумореполу
нощиидутьсморцимьгламиигоревикнязю
Богъпутькажетъизъземлиполовецкоина
землюрускуюкъотнюзлатустолупога
сошавечерузариигорьспитъигорьбдитъ
ИГОРЬмыслиюполямеритъотъвеликого
дОнудомалогодонцакомоньвъполуночи
оВлуръсвиснузарекоювелитъкнязюразу
мЕтикнязюигорюнебытькликнустукну
зЕмлявъшуметрававежисяполовецкие
подвизашасяаигорькнязьпоскачигорноста
емъкътростиюибелымъгоголемънаводу
въвержесянаборзъкомоньискочисънегобосы
Стоит обратить внимание на краестрочные прочтения, а тем более на то, что одно из них составляет слово ДОМ. Конечно, можно сослаться на то, что автор указывает на то, взоры Игоря были обращены к р.Малый Донец (Уды), там где было родное северское княжество. Но, вот, что интересно: слово ДОМ в греческом языке обзначало один из способов церковного песнопения и писалось по гречески "Οικος" - в русском произношении ИКОС. Что, если заменить слово дом на Икос, в этом случае получается законченное чтение фрагмента. Как то не вяжется словосочетание "Дом зпев, а вот "Икос зпев" совсем другое дело - Игорь перед побегом Икос зпев, восхваляющую песню Господу и Богородице.
ВЪполебезводнежаждеюимьлучиспряже
ТУгоюимътулизатчепрыснумореполу
НОЩиидутьсморцимьгламиигоревикнязю
БОгъпутькажетъизъземлиполовецкоина
ЗЕмлюрускуюкъотнюзлатустолупога
СОшавечерузариигорьспитъигорьбдитъ
Игорьмыслиюполямеритъотъвеликого
Конудомалогодонцакомоньвъполуночи
Овлуръсвиснузарекоювелитъкнязюразу
Сетикнязюигорюнебытькликнустукну
Землявъшуметрававежисяполовецкие
Подвизашасяаигорькнязьпоскачигорноста
Емъкътростиюибелымъгоголемънаводу
Въвержесянаборзъкомоньискочисънегобосы
Краестрочные прочтения Екатерининской копии дают невероятно осмысленные чтения - "Богу Игорь говее Икос спел". Это говорит о том, что побег Игорь мог совершить в начале апреля 1186 г., т.к. Пасха в то время приходилась на 13 апреля. Как указывает летопись, спасение Игоря пришлось на пятницу. Как мне представляется летописец указывает здесь не день начала побега, а его окончание, когда Игорь прийдя в город Донец уже мог чувствовать себя в безопасности. Так как мы знаем, что его путь к донцу занял 11 дней, можем вычислить сам день побега, т.к. Игорь к моменту побега говел, т.е. соблюдал Пост, единственным днем может быть 8 апреля, а 18 апреля Игорь мог быть уже в Донце.