Еще не прочитал 5 последних страниц, к чему приступаю, но уже хочется поместить новые мысли.
Идея в том, что в первых строчках "Слова о полку" идет спор не автора с Бояном, а выбор автора между Гомером (Трояном) и Бояном.
Выбирается Боян.
6. Боян и Троян
Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе,
начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій
о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй пѣсни
по былинамь сего времени,
а не по замышленію Бояню!
О Бояне, соловію стараго времени!
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ,
скача, славію, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!
Пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая –
галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче:
«Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».
Начало СПИ, - что малоизвестно, - это парафразис предисловия Константина Манассии к рассказу о Троянской войне:
«Аз восхотев брань съписати, яко же писавшими прежде пишет ся о неи, и хотя глаголати не яко же Омир съписует, прощениа прося от благоразумных. Омир бо сладкым языком и доброумным различными шаровы премудрости украшает словеса, инуду же много обращает и прелагает».
Только здесь вместо Бояна - Омир, т.е. Гомер. Это не случайно.
В «Слове» действующими лицами оказываются Боян, Троян и… Зоян! Не много ли? А что, если эта «троица» — одно лицо? И действительно… Еще академик Н.С.Тихонравов предлагал Трояна «Слова» считать Трояном, поскольку «лигатура “ТР” в западнорусской графике писалась как буквы “Б” и “З”. Отсюда “Зоянь” в Екатерининской копии» (А.Югов, 1970, стр. 217). А если наоборот? Если Троян — это на самом деле никакой не Боян, а Троян? Не прочитал ли переписчик буквы «Тр» (их лигатуру, соединение) как «Б» и в другом месте — как «З»? Если это так, то никакого Бояна не было и нет. И весь образ великого древнерусского певца развеивается, как дым?! Это же страшно. Понятно, почему Н.С.Тихонравов предпочел прочитать Бояна как Трояна, а не наоборот.
Так выглядела лигатура Тр в древнерусском полууставе (по В.Н.Щепкину, «Русская палеография»).
Итак, предположим, что имя Бояна изначально было Троян (автор повествования о Троянской войне, Гомер). Как же быть, однако, с тем, что Троян (или Боян), как мы выяснили, никакой не Гомер, а Даниил из «Слова Даниила заточника», Климент Смолятич, человек вполне определенный, живший в XII веке на Руси?
Объяснить это можно только одним: в этом тексте речь идет не о Смолятиче, который действительно Боян, а о Гомере=Трояне, авторе поэм о Троянской войне.
Не случайно, гекзаметр слышится в следующих строчках, в сослагательном наклонении приписываемым Трояну (=Гомеру):
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая –
галици стады бѣжать къ Дону Великому».
«Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».
«Гнев, о, богиня, воспой Ахилеса, Пелеева сына» – вспомнили? Это поразительно, как искусно восоздает авор «Слова о полку» ритм великой «Илиады»!
В самых первых строках «Слова о полку», таким образом, речь идет не о споре автора с Бояном, как принято считать, а о выборе автором стиля и типа поэмы между сказачно-метафорическим стилем Гомера и поэтически- точным стилем Бояна. Первые издатели в 1800 году в некоторых случаях прочли лигатуру Тр как Б, а в других Б как Тр. Так родился Боян, Троян и даже Зоян (когда лигатура прочиталась как З. Попробуем теперь правильно расставить буквы.
Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе,
начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій
о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй пѣсни
по былинамь сего времени,
а не по замышленію Трояню!
…
О Трояне, соловію стараго времени!
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ,
скача, славію, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу, Трояню, чресъ поля на горы!
Пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая –
галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Чи ли въспѣти было, вѣщей Трояне, Велесовь внуче:
«Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».
Нелепо было бы, братья, как раньше,
Начинать старым стилем поэм Гомера
Пеcнь о полку Игореве, Игоре Святославича.
Начатся же этой песне
Как были о нашем времени,
А не как измышления Гомеровы…
…
О, Гомер, соловей старого времени,
Если бы ты о наших сражениях щелкал,
Скача, соловей, по гусельному древу,
А лирой-птицей летая под облаками,
Свивая славы вкруг нашего времени,
Пел бы так песнь Игорю, Игоря внуку:
«Не буря сокоов занесла через поля широкие,
Стада галок летят к Дону великому».
Что ж не спеть тебе так, внук Велеса?
«Кони ржут за Сулою, в колокол «Слава» бьют в Киеве,
Трубы трубят в Новгороде, но стоят стяги в Путивле»?
Игорь ждет ответа от брата своего, Всеволода…
Я мыслю, я практически не существую...