Zinchenko_tanya » 30 май 2020, 12:11
Здравствуйте , Лемурий!
С темы «начати» Вы свернули на тему «древо». Продолжу ее . Дерево , древо – это понятие - простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках. - Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону . Древо не существует в природе , есть конкретные деревья :ель , береза, дуб.
Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой. Содержанием же этого понятия будут общие признаки деревьев - иметь ствол, крону, корень. В объем мысленного понятия "древо" войдут:
все существующие на Земле деревья - , березы, сосны, дубы(Уже бо беды его пасет птиць по ДУБИЮ)
1)Древо – образ пространства .Мировое древо – мифологический архетип древа объединяющего три сферы мироздания : крона – мир небесный , ствол соотносится с миром земным , а корни с подземным миром, с преисподней.
2)Древо – образ времени .Древо-каждый год изменяется, прирастает и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией.
3)Генеалогическое древо – схематичное преставление родственных связей.
Древнее родословие состояло в перечислении отцов от предка до того лица, для которого и выводилось родословие «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Но наиболее широкое распространение получило родословное древо . В основании его, около корня, помещалось имя родоначальника, место на стволе занимала главная линия рода«отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря», а на ветвях древа пристраивались побочные ветви родственников .
Древо - это и пространство, и время , и человек ,живущий в нем .
Древо Жизни и Смерти присутствует практически во всех культурах и у всех народов
Древо мира небесного :
.«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы.»
Высота «древа» меняется от нуля до какой-то величины, соответствующей его вершине, изменение это непрерывно, любое значение между низшей и высшей точками реально существует в природе. Так идея о разных масштабах времени перерастает у древних людей в разряд мировоззренческих, а после этого вновь обращается в инструмент для работы, для постижения мира.
Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в « Слове…» в виде следов волка «серым вълком по земли». След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле (переносно) создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д. Время имеет особенность прерываться и отделяться от индивидуума. Например, змея оставляет свою старую шкуру. Такое свойство времени называется темпосепарацией.
Другое свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы».Это растворение, разрушение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание. О людях наделенных духовной силой «Боян бо вещий» говорят, что им известен ход вечного времени, и они обладают мистическим зрением, которое делало их «вещими» всевидящими, знающими. Древо в мире небесном мире: Дeрево познания Добра и Зла — согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом. В книге Бытия: «И произрастил господь бог... дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9);
Время неразрывно связано с пространством и движение материи произойдёт только в том случае, когда точки времени и пространства совпадут. « Древо», мировое древо - ось мира в пространстве соединяющее верхнюю и нижнюю сферу ( мир небесный, мир людей, мир подземный). Небо и земля образуют видимую границу (линию кажущегося соприкосновения) - горизонт, древо - вертикальную линию их пересечением является крест, как символ пространства, как остов всего мирового пути. Вершина дерева в царстве Света, а его корни всегда в чертоге Тьмы.
Белый свет располагался вверху, а Тьма - внизу.
«Солнце светится на небесе»— мир небесный
«Игорь князь в Руской земли.»- мир земной
«Девици поют на Дунаи, вьются голоси чрез море» - мир подземный
до Киева – центр Вселенной.
«Древо» - это ворота двух миров, а в числе страж этих ворот (в мир небесный) « шизымъ орлом под облакы» (орел у древних греков считался вестником бога Зевса и постоянно находился у его ног), а внизу древа (в мир подземный) « серымъ вълком по земли».
Самую нижнюю точку между землёй и царством Тьмы охранял волк, это подземный мир мрака. Живые люди никогда не проникают туда. Лишь когда человек умирает, тело его хоронят в земле. И горе всем, кто хочет миновать серого волка (или как у греков - пса Цербера, у египтян - собакоголовго Анибуса) и выбраться из подземного царства обратно.
2)Древо в подземном мире – дерево смерти. Символ разрушения пространства ,человека .
. «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста; збися Див, кличет верху древа» . Уже бо беды его пасет птиць по дубию; волци грозу въерожат по яругам; орли клектом на кости звери зовут.
Мотив «могилы под деревом» , гибель.»
«Взвивался орел высокохонько
Спущался орел низехонько
Ушибался орел о бел горюч камень» .
Композиционный прием ниспадения образов.
«Умирающий молодец велит схоронить себя в чистом поле под березою… в руках - крепкий лук , в ногах – каленую стрелу» Близок к этой формуле тип песен изображающих умирающего под деревом – раненого воина:
«Стояла тут дубравушка зеленая…
На войлочке лежит ли добрый молодец
Припекает свои ранушки боевые
Боевые ранушки кровавые»
«…а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось.»
« Плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславе. Уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земли преклонилося.»
Цветы и деревья ,вырастающие на могиле отождествляются с умершими .Веселовский связывает этот распространенный мотив с первобытным анимизмом ,с представлением о родстве человека и растения . Деревья продолжают чувствовать «Уныша цветы жалобою, и древо с тугою…» ,как покоющиеся под ними.
« Слово ночь не имеет синонимов, оно везде единственное для своего выражения. Весьма ограничены и сочетания с этим словом: глубокая ночь, тёмная ночь, в сравнениях черна как ночь , чернее ночи. В древнеиндийском nak из nac – исчезать , теряться разрушаться. Философы толкуют это как разрушение сознания. Более простое толкование – исчезать, становится невидимым. Открытие хеттских языков дало несколько неожиданно nekut ( род.ед.nekuz), значит , можно выделить суффикс, а корень nek – означает убивать , умерщвлять. Все индоевропеисты дружно и правильно считали, что это слово табуировано. Слово ночь стало запретным т.к. стало вместилищем нечистых духов. Гораздо беднее обозначается тьма ночная. Здесь образования с разными аффиксами при одном корне:tami,tama – слова означающие или ночь или тьма., тот же корень ,что и в русском тьма.. Поэтическое описание тьмы –тень на земле, т.е. тьма как при затмении»
(Б. Л. Ларин «История русского языка и общее языкознание» стр 27 -28)
3)Древо в мире земном .
«скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени.»
Образ соловья связан со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами. Влюблённых будит птица, которых тревожит приход нового дня.
«Соловей мой, соловей, соловушко молодой!
Не летай ты, соловей, во зелёный сад гулять,
Не садись ты, соловей, в зелёном моём саду,
В зелёном моём саду, на ракитовом кусту,
Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!»
Само время состоит из постоянного чередования противоположностей: света и тьмы, дня и ночи . « свивая славы оба полы сего времени.»
В Свадебном фольклоре « свивание» - сближение , соединение.
« Не свивайся трава со былинкую
Не ластися голубь со голубкою
Не свыкайся молодец с девицею»
( Русская фольклористика. Москва. Высшая школа. 1971 стр 161)
Переход от ночи к дню происходит утром
« Долго ночь меркнет. Заря свет запала, мгла поля покрыла; щекот славий успе, говор галичь…» Утро и вечер - время кризиса ,пора переходного состояния от света к тьме ,смена ночи и дня .
В пространстве само древо неподвижно растет в земле, а на древе происходит движение «…скача, славию, по мыслену древу…» и покоя и движения одновременно Состояние кризиса, произошедший с Игорем в пространстве ««Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве.»Он пытался пересечь берега Сулы «хотел он ехать прямиком по берегу Сулы,так что войско за целый день не смогло преодолеть поля от края до края».
В художественном времени есть ситуации ,когда временной поток останавливается ,а автор передвигается в пространстве скачками. Время здесь без событийно и поэтому кажется остановившимся . «Великый княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти. Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти — удалыми сыны Глебовы.
Ты, буй Рюриче и Давыде! Не ваю ли вои злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкают, акы тури, ранены саблями калеными, на поле незнаеме! Вступита, господина, в злат стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!
Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными полки, заступив королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землям текут; отворяеши Киеву врата, стреляеши с отня злата стола салтани за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!
А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носит ваш ум на дело. Высоко плаваеши на дело в буести, яко сокол, на ветрех ширяяся, хотя птицю в буйстве одолети. Суть бо у ваю железный папорзи под шеломы латинскими: теми тресну земля, и многи страны — Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци — сулици своя повергоша а главы своя подклониша под тыи мечи харалужныи. Но уже, княже, Игорю утрпе солнцю свет, а древо не бологом листвие срони — по Роси и по Сули гради поделиша. А Игорева храбраго полку не кресити. Дон ти, княже, кличет и зоветь князи на победу. Олговичи, храбрыи князи, доспели на брань.
Ингварь и Всеволод и вси три Мстиславичи, не худа гнезда шестокрилци! Не победными жребии собе власти расхытисте! Кое ваши златыи шеломы и сулицы ляцкии и щиты! Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!»
Сочетается с мотивом встречи , это хронотоп кризиса и жизненного перелома .
Татьяна