Exactor писал(а):Откуда мог взяться монастырь с настоятелем в начале II века? Не будете же вы утверждать, что один из танаев, да еще р.Элиэзер, женатый на сестре самого патриарха Гамлиэля, был ессеем?
Само слово "гегемон" означает "ведущий, вождь", потому мне и пришло в голову, что речь идет о "наси", но в Тосефте так и написано "hегмон", да и "наси" (талмудического периода) обычно переводится как "патриарх".
Гиви, я действительно не знаю, что значит "игемон" в данном контексте. То значение, которое мне известно, к талмудическому тексту явно не подходит.
Да, чуть не забыл. Вряд ли "гегемон" служит обозначением "наси" и вот почему. В Талмуде, в разных его местах, неоднократно упоминается, что наси встречается с гегемоном. То есть это разные люди и разные должности. Более того, рассказывается о встрече Рабана Гамлиэля, который сам по себе был наси, о встрече с гегемоном. Например в Вавилонском Талмуде (Седер Незикин, масехет Санедрин, глава 1, лист 11) рассказывается о том, что рабан Гамлиэль ездил принимать властные полномочия от "гегемона" Сирии ( ומעשה ברבן גמליאל שהלך ליטול רשות אצל שלטון הגמון אחד שבסוריא ). Т.е понятно, что под "гегемоном" подразумевается некий крупный римский чиновник с властными полномочиями, в последнем случае, видимо наместник Сирии. Кроме того в Иерусалимском Талмуде несколько таких "гегемонов" упоминаются по именам (у знатоков римской истории есть возможность поупражняться в их идентификации). Например в Масехет Санедрин (глава 1, лист 7, алаха 1, гмара 2) гегемон Агантус (или Эгантус, Агентус, Эгентус) ведёт с Йохананом Бен Заккаем разговор о том, как по его (Йоханана) мнению следует поступать с повстанцами (אגנטוס הגמון שאל לרבי יוחנן בן זכאי השור יסקל וגם בעליו יומת. אמר ליה שותף ליסטים כליסטים).
В другом месте (там же, лист 9, глава 1, алаха 1, гмара 4) с Йохананом бен Заккаеем разговаривает гегемон Антонинот (אנטונינות הגמון שאל את רבן יוחנן בן זכאי בכלל חסירין ובפרט יתירין). А чуть ниже, в том же месте, другой гегемон, Антинонес, даже вступает с Йохананом бен Заккаем в теологический спор, причём с явно нееврейской позиции, говоря, что либо Моисей (Моше Рабейну) был вором, либо не умел считать. Причём, чтобы у нас не было никакого сомнения в том, что сам гегемон не имеет никакого отношения к иудаизму, он как нарочно говорит "ваш Моисей": (שאל אנטינונס הגמון לרבן יוחנן בן זכאי משה רבכם או גנב היה או לא היה בקי בחשבון).
Во всех перечисленных мною выше упоминаниях гегемонов очевидно, что речь идёт не о еврейском, а римском властном функционере. Поэтому вряд ли в случае с р. Элиэзером "гегемоном" был кто то иной нежели опять же римский наместник. Тем более, что в Вавилонском Талмуде совершенно чётко говорится, что р. Элиэзера вывели на суд гегемона не просто "на помостки" (помостки - "бима" - фигурируют только в Тосефте), а на эшафот (гардом) на "стадионе", (ицтадия) т.е арене цирка (אמר רבה בר בר חנה א"ר יוחנן ג' בסילקאות הן של מלכי עובדי כוכבים גוים ושל מרחצאות ושל אוצרות אמר רבא ב' להיתר ואחד לאיסור וסימן (תהילים קמט) לאסור מלכיהם בזיקים ואיכא דאמרי אמר רבא כולם להיתר והתנן אין בונין עמהן בסילקי גרדום איצטדייא ובימה אימא של גרדום ושל איצטדייא ושל בימה ת"ר כשנתפס ר"א למינות העלהו לגרדום לידון אמר לו אותו הגמון).
Ну а кто ещё, кроме римлян мог выводить заключённых на эшафот да ещё и на арене цирка?
С уважением.