В.Емельянов Древний Шумер. Очерки культуры.
(конспект)
http://lah.ru/konspekt/back/shumer1.htm
На рубеже IV и III тысячелетий на территории Южного Двуречья встретились и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхождению и языку народа. Первыми сюда пришли носители языка, условно называемого "банановым" из-за большого числа слов с повторяющимися слогами (типа Забаба, Хувава, Бунене). Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесел и обработки металла, а также наименованиями некоторых городов. Носители "бананового" языка не оставили памяти о названиях своих племен, поскольку им не посчастливилось изобрести письменность. Но их материальные следы известны археологам: в частности, они были основателями земледельческого поселения, носящего ныне арабское название Эль-Убейд. Шедевры керамики и скульптуры, найденные здесь, свидетельствуют о высоком развитии этой безымянной культуры.
Вторыми в Двуречье пришли шумеры, основавшие на юге поселения Урук и Джемдет-Наср (также арабское название). Последними в первой четверти III тысячелетия из Северной Сирии пришли семиты, осевшие большей частью на севере и северо-западе страны. Источники, дошедшие от разных эпох шумерской истории, показывают, что все три народа компактно проживали на общей территории, с той разницей, что шумеры жили в основном на юге, семиты - северо-западе, а "банановый" народ - и на юге, и на севере страны. Ничего похожего на национальные разногласия не было, и причина столь мирного сосуществования заключалась в том, что все три народа были пришельцами на этой территории, в одинаковой мере испытывали трудности жизни в Месопотамии и считали ее объектом совместного освоения.
Страны плодородной дуги в III тыс. до Р.Х.
http://www.biblicalstudies.ru/Books/Deopik2.html
Верхняя Месопотамия вместе со Средней и Нижней входит в общее понятие Месопотамия. Лапдшафтпо-исторически Верхняя Месопотамия — центральная часть Плодородной дуги. Сходство с Плодородной дугой состоит в том, что здесь невелика роль ирригации — причины крупных деспотий и сложных социально-экономических объединении. Именно эта северная часть Месопотамии является основным контрагентом Святой Земли; именно через эти земли отправился Авраам в свой путь. Данный район отличается в предшествующие времена достаточно интенсивным развитием. О существовавших здесь археологических культурах я расскажу в курсе "Библейской археологии", но скажем только, что есть отличия. В Двуречье в это время жили не шумеры, а лица, говорившие на языке, который ученые назвали "банановым" — по анекдотическим именам, Кубаба, Забаба, Бунене, Билулу, обычным для фольклорных дикарей, — а другие — более вежливо: прото-тигридским (язык людей, живших на Тигре). В Двуречье рядом жили ирототигриды, протоевфратцы н протошумеры. Именно носители внесли в язык шумеров все названия, связанные с металлом, земледелием и скотоводством.
А.Ю. МУСОРИН. ОСНОВЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. Учебное пособие
http://www.binetti.ru/studia/musorin_1_3.shtml
Прототигридский – изолированный язык населения Междуречья, предшествовавшего на этой территории шумерам. Отдельные элементы этого языка реконструируются на основании субстратных явлений в шумерском. Известен в науке также под названием «бананового» языка, поскольку целый ряд топонимов, имеющих прототигридское происхождение, обладают фонетической структурой, напоминающей английское слово banana (банан): Бунене, Кубаба, Забаба, Билулу и др.