Дайчин-баатар » 05 май 2009, 12:37
Порылся в материалах (к сожалению, очень скудных) и составил такую компиляцию по предмету:
Благодаря своим замечательным художественным качествам перегородчатые эмали Китая давно пользуются популярностью не только в этой стране, но и за ее пределами.
Искусство перегородчатой эмали зародилось в Китае в период правления монгольской династии Юань (1271-1368) в Пекине в XIII веке, где были созданы казенные ремесленные мастерские. В середине XV века, в период правления минского императора Чжу Циюя (朱祁钰, девиз правления Цзинтай 景泰, 1450-1457), технология изготовления и художественное оформление эмалевых изделий достигли высокого уровня. При изготовлении таких изделий мастера часто пользовались синей глазурью. Так появилось название «цзинтайлань»: период Цзинтай + синий цвет (кит. лань). Искусство перегородчатой эмали достигло совершенства в последующие периоды: Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С XV до начала XX века это ремесло процветало в пекинских мастерских и пользовалось особым покровительством императоров. В те времена только император и его придворная знать имели право на владение и пользование такими предметами. Все производство находилось под строжайшим государственным надзором, а продукция полностью передавалась в казну, т. е. императору. Предметы из перегородчатой эмали символизировали власть и общественное положение человека, простому народу они были недоступны. В технике перегородчатой эмали отделывались вещи, служившие дворцовой и храмовой утварью, предметами обихода. В середине 19-го века художественные предметы китайской перегородчатой эмали стали поставляться на экспорт. Как и знаменитый китайский шёлк, фарфор, они появились во всех уголках мира. После образования КНР мастера в своем производстве переняли все лучшее у своих предшественников и к тому же внесли много нового.
Техника производства цзинтайлань следующая: на медной заготовке металлическими ленточками (расплющенной проволокой), напаянными ребром на поверхность заготовки, делается орнамент, затем каждая ячейка заполняется эмалью нужного цвета. После этого заготовка обжигается при высокой температуре, шлифуется и покрывается золотом. В результате роспись становится сплошной, узор — ясным и ярким, а глазурь — нежной и привлекательной. Изделия с эмалью отличаются коррозионной стойкостью, водонепроницаемостью. Стенки обладают большой твердостью и плотностью. При постукивании издают приятный звук.
Для китайских изделий характерен природный орнамент с изображениями зооморфного и растительного орнамента. В годы правления императора Цяньлуна (1736-1796) количество видов изделий, изготавливаемых с применением технологии перегородчатой эмали, резко возросло, они стали более разнообразными и изысканными. Помимо сосудов разной формы, технологии нанесения перегородчатой эмали также использовались при изготовлении ширм, стульев, табакерок, макетов буддистских пагод и т.д. Расцвет «цзинтайлань» приходится на последние годы династии Цин. На Всемирной выставке 1904 года в Чикаго и Всемирной выставке 1915 года в Панаме изделия «цзинтайлань» были удостоены призовых мест. С образованием Нового Китая масштабы изготовления изделий из перегородчатой эмали резко возросли. Контингент высококвалифицированных мастеров увеличился с 60 чел. до 5 тыс. чел., в сотни раз выросли объемы производства, ассортимент изготавливаемых изделий увеличился до 1000 с лишним наименований. Сегодня изделия «цзинтайлань» пользуются большой популярностью во всем мире, это одна из важных статей китайского экспорта — один из традиционных видов народного мастерства Китая.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!