И что мы получим: тексты дадут собрание фактов далеко не всегда соответствующие исторической действительности, археология тоже (взять хотя бы Туринскую плащаницу). В результате сомнения только увеличатся и всё ещё больше запутается.
Если вопрос, как в данном случае, стоит об историчности какого-либо явления, и при этом объективный и грамотно проведенный анализ текстов (а ведь в данном вопросе их довольно много) не даст позитивного вывода, то на данный вопрос это и будет ответом: нет, явление неисторично. И уж конечно, это гораздо более логично, нежели пытаться теоретически установить некоторый универсальный механизм, который вроде бы должен так же универсально работать... Но если почему-то вышеприведенный анализ текстов, который всегда останется главным корпусом аргументов, о реализации такого механизма умалчивает, то это говорит только о том, что сам такой механизм выстроен неверно. Конечно, он может быть выстроен логично. Но всякая логика ценна в рамках Смысла более высокого уровня, а Смысл всегда живет в контексте. Если в данном случае историко-культурный контекст теорию не подтверждает, то теория в лучшем случае вероятностна. Если источников мало. Но в данном случае источников предостаточно.
Как я уже отмечал выше: в архаическом обществе актер, участник состязания, воин - это первая степень посвящения.
Разделение функций произойдёт только ко времени классической античности.
Да, вполне может быть. Но тогда в данном случае некорректен сам термин «актер» и уж тем более «фокусник». Членов племени, исполняющих ритуальных танец во имя какого-нибудь божества мы вряд ли назовем актерами. Но тех же людей, в том же месте исполняющих тот же танец за деньги на потеху туристам актерами назвать уже можно. Все-таки «актер» - это профессия. Это человек, который профессионально зарабатывает себе на жизнь сценическим творчеством. Поэтому шаман и актер – вещи принципиально разные. Вы же сами совершенно справедливо отметили достаточно позднее разделение функций труда. В этом смысле актерского труда в первобытности не было. И шамана вознаграждали не за то, что он танцует, поет и играет на музыкальных инструментах.
Я сейчас попытаюсь воспроизвести Вашу идею в целом так, как я ее понял. Если я в чем-то не прав, поправьте, пожалуйста.
Важные события в жизни народов (по крайней мере, переселения целых цивилизаций на новые места и рождения Мессий) тотально инициировались и направлялись волей богов, которые на деле представляли собой планеты, звезды и другие астрономические тела. Следовательно, разгадав, какие именно связи устанавливала та или иная культура между астрономическими событиями и событиями земными (то, что Вы называете «точкой отсчета»), мы сможем четко определять причины исторических событий и их точную датировку.
Правильно ли я понял? И тогда в следующий раз начнем с точек зрения – архаической и современной.