Вчера совершил путешествие во Владимир.
И все еще под впечатлением фресок Рублева...
В этой теме я собираюсь аргументировать следующее положение:
ИМЕННО В ЖИВОПИСИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА КАК НИГДЕ ЕЩЕ ВЫРАЗИЛАСЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ.
ИМЕННО В "ТРОИЦЕ", ДА И В ДРУГИХ ВЕЩАХ...
Если имперская идея - наследство монголов и отчасти Византии (но в очнь малой мере), то идея, выраженная в "Троице" - о чем сейчас я буду говорить подробнее - это тоже своего рода развитие византийской идеи, но не государственного, а религиозного типа. Ибо Андрей Рублев - ученик Феофана Грека. Феофан - это компендиум византийской культуры, религии, античностью и ее "преодолением", диалектическим, по сути... Феофан - ПЕРВЫЙ (НУ ИЛИ ВТОРОЙ) НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ, НО ОН, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ... ГРЕК, что и фиксирует его имя.
Тогда как Андрей Рублев - это гений мирового масштаба, в котором воплотился тот идеал русского народа и русской культуры, тот духовный инвариант, который прошел нетронутым через все ужасы русской истории, через все вислицы, войны. катастрофы, пытки, через всю жестокость, кстати, не чуждую - отнюдь! - тому самому имперско-монгольскому началу, которое многие, не знающие чем гордиться, считают за "русскую идею".
Потому что суть русской идеи, как она ПРЕПОДАНА НАМ ОСНОВАТЕЛЯМИ РУССКОЙ НАЦИИ (КИПРИАНОМ, ФИЛОФЕЕМ, ФЕОФАНОМ И АНДРЕЕМ РУБЛЕВЫМ) - ЭТО ЕСТЬ ДОБРОТА И СОСТРАДАНИЕ.
Это же стало сутью творчества великих писателей XIX века: Толстого (с его ненасилием), Достоевского (с его слезинкой ребенка), Чехова - всех настоящих великих русских писателей (включая Горького и Солженицына)...