Что лва злѣй в четвероногих,
И что змии лютѣй в ползущихъ по земли?
Всего того злѣй зла жена.
Нѣсть на земли лютѣй женской злобы.
Женою сперва прадѣдъ нашь Адамъ из рая изгнанъ бысть;
Жены ради Иосифъ Прекрасный в темници затворенъ бысть;
Жены ради Данила пророка в ровъ ввергоша,*
И лви ему нози лизаху.
О злое, острое оружие диаволе
И стрѣла, лѣтяща с чемеремъ!
Нѣ у когоже умрѣ жена. Онъ же по малых днех нача дѣти продавати. И люди рѣша ему: «Чему дѣти продаешь?» Он же рече: «Аще будуть родилися в матерь, то, возрошьши, мене продадут».
---------
Слово Даниила Заточника (Подготовка текста, перевод и комментарии Л. В. Соколовой)
* В Библии нет рассказа о том, что Даниил попал в ров со львам именно из-за женщины. Здесь очевидно "игра слов" на сходстве имен Автора СДЗ и библейского Даниила.
Кто же тогда этот "некто", который после похорон жены детей начал "продавать", кто женился на женщине, ставшей причиной бед Даниилы Заточника?
Посла Изяславъ второе сына своего Мьстислава противу мачесе своеи. Бе бо повелъ изъ Обезъ жену собе цареву дщерь* и срете ю в порозехъ . приведе ю Киеву а самъ иде в Переяславль . Изяславъ же поя ю собе жене и учини сватбу…
Томъ же лете разболеся великии князь Киевьскии Изяславъ…и плакася по нем вся Руская земля и вси Чернии Клобуци яко по цари и господине своемъ… преставися на Филиповъ день [14.11.1154]
(Ипат. 1154)
-----------
* Грузинская царевна Русудан, дочь Деметре I (1093–1156) царя Грузии (1125—1156), сестра Георгия III († 1184) царя Грузии (1156—1184).
Остается присоединиться к той оценке этой смерти, которую дает профессор М. Грушеский, считавший ее великой утратой для Киевщины, тем более тяжелою, что дела междукняжеских отношений стали складываться чрезвычайно благоприятно для Изяслава. Умер Владимирко Галицкий, Святослав Ольгович уже смотрел в сторону от Юрия, половцы - устрашены походом Мстислава Изяславича. Переживи Изяслав Юрия и Вячеслава, он стал бы господином положения на Руси. Прибавим к этому, если позврлительны такие предположения, что и церковный вопрос мог принять иное течение, и не за горами было бы признание Империей русской митрополии для Киева. Смерть Изяслава в этом последнем смысле сняла, как известно навсегда для Киева вопрос о русском митрополитстве.
-------
М. Д. Приселков М.Д. «ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв.» СПб.(1913)2003, с.211-212
"ЧЕРНАЯ ВДОВА"После смерти в 1151 г. первой жены киевского князя Изяслава Мстиславича германской принцессы Агнессы (матери его сыновей) открылась «новая вакансия» - супруги великого князя. К 1153 г. такая договоренность была достигнута, потому что в этот год он посылает своего сына Мстислава встретить его будущую мачеху Русудан у Олешья (вместе с сыном Андрея Владимировича Доброго - Владимиром Андреевичем). Но невеста так и не приехала в установленное место. На следующий 1154 год Мстислав привел отцу Русудан, а сам уехал в Переяславль… После свадьбы Изяслав прожил меньше года.
Интересные факты: за один год до переговоров о свадьбе в 1152 году Русудан была замужем за султаном Масудом Темирек (Masud Temirek), но семейная жизнь продолжалась недолго – 2.10.1152 султан умер.
Более того, после смерти Изяслава Русудан снова выходит замуж, на этот раз в 1156 г. за султана Сельджукской империи Муизз ад-Дин Абу-л-Харис Ахмад Санджар , но уже 8.05.1157 «жених» умирает от «загадочного недуга» [«он подвергся желудочному заболеванию, оно привело к дизентерии, и он скончался…» РАШИД-АД-ДИН. Сборник Летописей].
Сколько раз после 1157 года Русудан ещё была замужем – неизвестно. Однако, перед тем как вернуться в Грузию, она была супругой Гийас ад-Дина Сулейман-шаха Сельджукида (1160-1161). Очередной раз овдовев, она возвращается к политической жизни Грузии.
«ЖИЗНЬ ЦАРИЦЫ ЦАРИЦ ТАМАР»(ЖЦЦТ):«…[1184]умер царь Георгий. Воцарились скорбь и безмерная печаль, в особенности у сестры его Русудан. Эта последняя была
бывшей невесткой великих шамирамских султанов и царицей, носительницей власти всех хорасанских владык. Она,
по причине овдовения привезенная из султанских владений обратно на свою родину, села царицей Грузии…»
«ИСТОРИЯ И ВОСХВАЛЕНИЕ ВЕНЦЕНОСЦЕВ»(ИВВ): «Собрались представители семи частей этого царства и дерзнули доложить царице Русудане: “Сегодня ты заменяешь Тамаре родителей. Она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей; она слушается и почитает тебя, принимая за незримых теперь родителей. Предложи ей и посоветуй прекратить безмерную скорбь; пусть воссядет на трон, на который возвел ее превысокий и мужественный брат ваш и отец ее…»
«ЖИЗНЬ ЦАРИЦЫ ЦАРИЦ ТАМАР»(ЖЦЦТ):«… повествование здесь лишает меня [автора источника] возможности рассказать о царице Русудан, сколько ею было обнаружено красоты и превосходства сравнительно со всеми царицами, какие жили до нее. Впрочем, дерзнем хоть что-нибудь сказать о ней, например, что, она, будучи уже восьмидесятилетней, крепко возлюбила девство, святость и добродетель во всей их полноте…»
Видимо указанные добродетели Русудан «возлюбила» только к 80-ти годам [около 1210 г.], когда приняла монашеский постриг, ибо до этого поступка «сложно» было назвать её «добродетельной». Так в 1185 году для своей воспитанницы царицы Тамар она решает найти жениха и вновь обращается к «северному соседу». Её выбор падает на Юрия Андреевича - сына великого князя Андрея Боголюбского (1110—1174). После убийства отца в 1174 г., Юрий нашел убежище у половцев [«в городе Кипчакского царя Севенджа» (ИВВ)]. От них он был привезен в Грузию и в 1185 г. женат на царице Тамар по настоянию Русудан и грузинской знати. Брак этот длился два с половиной года. За это время
"царь руссов и абхазов Георгий" (как его здесь называли) совершил ряд успешных походов и привез много трофеев. «Царь, собравши войска, по приказу Тамары, направился и опустошил страну Парфян.
Овладев городом этой страны и захватив с собою сокровища и пленных, он вернулся назад к совершеннейшей и блистательной Тамаре...После этого с многочисленными войсками направились против Гелакуни...После этого, по приглашению Асата, сына Григола, предприняли великий и славный поход в страны ниже Ганджи до Белакони , а затем — выше Аракса до Масиса. И здесь, против многочисленного неприятельского войска, богатыри этого царства прославили себя. Вардан Дадиани, министр царского двора, четверо Мхаргрдзели и другие вельможные азнауры, в присутствии царя, выдержали великую и трудную войну; обратив неприятеля в бегство, они вернулись оттуда домой...» (ИВВ). Однако, несмотря на все его заслуги, по возвращению его обвинили в пьянстве и непотребном поведении, оклеветали и выслали в 1188 году в Византию... «
А царица Русудан и все князья изгнали его так, что можно было его пожалеть…» (ЖЦЦТ)
К 1188 году для царицы Тамар был готов новый муж – племянник Русудан: Давид Сослан - «сын осетинского царя, воспитанный царицей Русудан…»(ЖЦЦТ).«Царица Русудана была уравнена [с царицей Тамар] и, за себя и за воспитанника своего, получила города, урочища, селения и дворцы…»(ИВВ)
Как бы то ни было, весть об позорном изгнании сына Андрея Боголюбского бывшей женой любимого на Руси князя Изяслава Мстиславича не могла ни дойти до Руси. С большой долей вероятности можно говорить, что строки «
О злое, острое оружие диаволе и стрела, летяща с чемеремъ[ядом]!» (СДЗ) о "злой жене", из-за которой «Даниил» был "ввергнут в "ров", автор СДЗ посвятил конкретной женщине...
Обсуждение "
Браки царицы Русудан" вынесены в отдельную тему.