Евгений Беляков писал(а):Ингвар и Всеволод и все три Мстиславичи!
Не худа гнезда шестокрыльцы!
Непобедными жребиями себе власть расхищаете!
Л.А.Дмитриев переводит:
Ингварь и Всеволод и все три Мстиславича - не плохого гнезда соколы Да не по праву побед захватили себе владения!
Д.С.Лихачев переводит совершенно буква в букву, кроме частицы "да" ("Не по праву побед..." и т.д.)
В моем любимом переводе Шервинского:
"Без побед вы уделы забрали себе!"
Я не хочу сказать, что эта интерпретация абсолютно истинна.
Но ОНА ИМЕЕТ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ.
Хорошо бы видеть при этом простой синтаксический разбор предложения:
Не худа (◊ — род. пад. ед. ч. ср. р. кр. форма) гнезда шестокрыльцы!
Не победными (◊ — твор. пад. мн. ч. м. р.) жребиями себе власть расхищаете!
В данном случае идет двойное последовательное отрицание.
Дмитриев и Лихачев видимо имели ввиду 2-е, а не 1-е значение:
1. Непобедимый, неодолимый.
Непобѣдьныими оружии[ми] приображь ся, вѣрою и надежею же, мучениче, и любъвью, мужьскы противу ста мучителемъ. Мин. сент., 061 (1095 г.). Мрачьнымъ не принесе жьрьтвы бѣсомъ, мученице непобѣдьна, живоносьнаго же възлюби, по благочьсти извольши съмьрьть. Там же, 0140. Испаду же гвоздие из ногу и врѣтище пѣсъка съ плещю ея (Ирины) съ бръздами ... Святая же и непобѣдьная мучениця Христова, славящи бога, хожаше. Муч. св. Ирины, 112 (XII в.). И аще на земли образъ креста от нѣкого написанъ или сложенъ, да погребенъ будеть или разверженъ, да не от человѣкъ не вѣдущихъ или от животенъ попранъ будеть, и поругано будеть непобѣдное чаще оружие. Мер. правед., 346 (XIV в.).
|| В знач. сущ.
Царь Александръ не хотя точию быти царь в Македонии, ни доволенъ бяше о отьцѣ Филипѣ, но Амоновъ сынъ себе нарицаше быти, и роду обличену сущу, лже приносяще вещная указаниа, непобѣдных же труды подвиже. Александр., 110 (XV в. ~ XII в.).
2. Недостойный, неправый, неугодный (богу).
И да не будеть въ васъ иноя воля, и своего разумѣния, и своего числа, и жертвотворения, и роптания, ли шептания, ли плищевания, ни играния ... зазора же и гордости, и елико непобѣдныхъ господу. Ф. Студ., 98 (XIV в.). Зане бѣхомъ погибли, помолим ся за обращенье, убѣжимъ и мы, в неи же ти увязоша, недѣтелни бывше, боголѣпныхъ и прѣподобьныхъ рассуднаго послушания ручьнаго благоукрашенья дѣла нашего, въ смиреномудрии милованья нашего исповѣданьемъ вся явѣ творяще, и глаголюще абье, изначала прилагающю бѣсу помышленья непобѣдна на ны. Там же, 144 об.
---------
СССПИ "Победный — побѣдныи"
Евгений Беляков писал(а):Кстати, тут есть еще одно маленькое оскорбление в адрес волынских князей.
На что вам ляцкие сулицы и щиты? - говорит Автор.
Это намек на то, что по матери они были внуками польского короля Болеслава Кривоустого.
Подчеркивать это в обществе русских князей - значит указывать им на их иностранное происхождение, что обидно...
Наоборот, в противовес Ольговичам, привлекающих себе в союзники поганых, пишет на чью сулицы и щиты они всегда могут рассчитывать.
Суть бо у ваю желѣзныи паворзи [привязь к боевому оружию] подъ шеломы
латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци [перечислены не христианские народы] – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ
тыи мечи харалужныи[каролингские].
в противовес Ольговичам:
сыпахуть ми тъщими тулы
поганыхъ тльковинъ[cоюзников] великий женчюгь на лоно = "
отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам ". (Лк.6:38.)