Облезлый кот писал(а):Сомов писал(а):традиция располагала к обретению херувимами именно человеческого лица
Но аккадский текст о Намтарту как раз свидетельствует обратное - у kuribu было нечеловеческое лицо. Об этом же говорит описание тетраморфов в Иез. 10 "первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное".
В чем может выражаться «нечеловечность» лица херувима? Клыки звериные, заостренные уши? Но мы опять-таки мы располагаем изображениями керубов, и ничего подобного в их иконографии нет. Или у них глаза светились? Или, что более верятно, само лицо. Надо будет посмотреть, что есть на этот счет в мифологии Угарита, Финикии и Ханаана.
Вы сами отметили своеобразие видения пророка Изекииля.
Если другие видения и пророчества подаются толкованию, т.е. библейские аллегории имеют некие реальные прообразы, как, например, «звери» пророка Даниила, можно провести исторические параллели, то в книге пр. Иез. образы – абстрактные, не имеющие отношение к действительности. Смысл видения, его символика, в общем, понятны, но детали мог объяснить только сам автор.
Прототипом четырехликого херувима могли послужить капители колонн вавилонского храма. Мне встречались зарисовки «пионеров» археологии с парными, скульптурными изображениями голов животных. Подобные элементы декора использовались в др. Египте. Но, возможно, были и четырехголовые колонны, по сторонам света. Человек обходит колону кругом – и вот, он - эффект смены лиц и голов животных.
Поискал в ин-те – не нашел ничего похожего. Возможно, колонны не сохранились до наших дней, или кто-то их тиснул в частную коллекцию.