Здравствуйте , Лемурий !
Почему у автора Всеслав днем человек , а ночью превращается в оборотня?
«Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше…»
Потому что , человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. Человек в зверином облике волка - хищник, насильник . Волк - это олицетворение, свирепости, силы, кровожадности, выражающий жестокость , безжалостность и беспощадность . У волка есть и умение бесшумно подобраться к жертве. Хищник ( насильник) и жертва – это люди из одной модели взаимоотношений. В тексте автор исследует цикл где насильник становится жертвой и наоборот , жертва насилия - это потенциальный насильник .
Сначала Всеслав нападает на Новгород, как волк, под покровом тумана незаметно подходит к городу « обесися сине мьгле; утръже вазни, с три кусы отвори врата Новуграду. Его жертвы горожане.
Трое Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого «Ярославе вси» Святослав , Изяслав и Всеволод пошли на Всеслава. Теперь насильниками стали «братья же взяли Минск и перебили всех мужей , а жен и детей захватили в плен.»
« Токъ на Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.
Всеслав в данный момент человек - жертва . Он побеждён и бежал . Но обманом , а ложь - мать насилия, Всеслава схватили братья и посадили в темницу .
« на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи»
Но на кулак всегда находится еще больший КУЛАК. Пришли половцы на русскую землю и победили на Альте Святослава, Изяслава и Всеволода . Половцы насильники , сыны Ярослава –жертвы . В Киеве горожане насильственно свергают власть Изяслава и прославляют среди двора Всеволода , освобожденного из темница. Роль насильников переходит к горожанам , а роль жертвы достаётся сыновьям Ярослава Мудрого . Они бегут из Киева , а Всеславу в сентябре выпадает жребий быть князем в Киеве и в придачу достаётся жена Изяслава :
«На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.»
Т.е. Всеслав совершает сексуальное насилие «о девицю себе любу». Изнасилование жены Изяслава используется как символ покорения и унижения противника . Изяслав собирает войско и прогоняет Всеслава с киевского престола :
«и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,»
В истории Игорева рода равно как в истории человечества есть циклы «насилие – жертва» и наоборот , которым очень подходит образ оборотня человека - волка . Прервать данный цикл, по – мнению автора Бояна, может только ситуация при которой прекратятся войны между внуками «старого Владимира»( ум 1015г)
«Ярославе вси внуце и Всеслав!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.»
Только при таких условиях возможно мирное сосуществование.