Папорзи это элемент защитного снаряжения воина. Археологи отмечают большое количество найденных шлемов на Руси и их восточное происхождение. Первая цитата в моем сообщении это текст из книги А.Ф. Вельтмана "Московская оружейная палата" (М. типография Бахметьева, 1860) только копия несколько "подкорректирована" Google, производившим копирование (
https://archive.org/details/moskovskaiaoruz00velgoog ).
"Шлемъ, какъ древн^^йшее и обычное общеславянское назваше головнаго досп1^ха, им'1етъ, по описямъ царской Оружейной казны, свои подразд^^лен1я. Собственно шлемь относится къ кольчужной брон^, им^^етъ Форму конуса .съ выпуклостью и вооруженъ бармицей, или кольчужной подвеской.
Изъ слова о полку Игорев1Ь видно, что Половцы носили шлеиы аварсте; это такъ называемый шапки эрихонскгя. Въ отличге отъ шлемовъ Русскихъ п1^вецъ упоминаетъ, что Романъ Галицшй и Мстиславъ Луцк1Й носили шлемы латияскге и подъ ними жел'Ьзные папорзи (латы, нагрудники]."
"По количеству находок шлемов Русь стоит на первом месте среди европейских стран. 8 Европейское оружиеведение, кроме Руси, не может назвать другой зоны, где бы в таком количестве и разнообразии были сконцентрированы шлемы X—XIII вв.
О первоначальном виде лицевой части и внешней форме 74 много испытавшего шлема Ярослава Всеволодовича можно судить по другому образцу, найденному у с. Никольского (№ 25; рис. 55, 1). Среди русских древностей шлем не фигурировал и ошибочно относился к татарским. 75 Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. Его называли норманским, немецким, скандинавским, Полянским.
Xарактерные черты шлемов данной группы — полное прикрытие головы и лица и религиозно-рыцарская эмблематика в качестве украшения. Эти два признака можно, как мне кажется, распознать и в летописных известиях. Так, в 1151 г. Изяслава Мстиславовича, упавшего с коня, хотели убить свои бойцы, не узнав его. Один из пехотинцев уже ударил мечом по шлему князя, где написан святой мученик «Пантелемон з лат… и тако вшибеся шелом долба». Изяслав успел снять шлем и был узнан. 79 Во время похода на половцев Игорь Святославович пытался остановить дрогнувший полк ковуев и, чтобы быть увиденным, «сонма шолом погнаше опять к полком». 80 Судя по этим известиям, шлемы рассматриваемой группы уже существовали в середине и второй половине XII в.
В целом шлемы IV типа очень своеобразны и «национальны». Они полностью закрывали голову рыцаря и выполняли ту же функцию, что горшковидные каски и баскинеты на Западе и шлемы с личиной на Востоке.
Судя по изображениям, в русских княжествах были известны и западные латинские шлемы, бармицу которых заменял кольчужный капюшон, представлявший одно целое с кольчугой. 87" (
http://arheologija.ru/shlemyi/ )