eldor
Логограф
Вавилонская башня: миф ли?
Открытию мною такой темы способствовало множество причин . Очень много в последнее время всяких лингвистических анализов , переполнивших инет . Лингвисты постоянно обнаруживают аналоги у : тюрков и шумерийцев ; тюрков и индейцев Америки , Океании ; индийцев и бурятов ; шумерийцев и индоевропейцев и т.п.
Причем аргументы , приводимые ими обоснованы во многом . И вот возникает вопрос : А что , если предание про Вавилонскую башню имеет какую-то долю правду ? И Дарвин ошибался ?
_________________
privet vsem rodichi
Сообщение Sun Dec 03, 2006 4:13 am
eldor
Логограф
http://s155239215.onlinehome.us/turkic/ ... entsEn.htm
http://s155239215.onlinehome.us/turkic/ ... D%F6%E8%FF
Wink
_________________
privet vsem rodichi
Сообщение Sun Dec 03, 2006 4:21 am
Dedal
Геродот
Что-то отворять не хочет Sad
Сообщение Sun Dec 03, 2006 7:31 am
eldor
Логограф
Постараюсь привести данные .
_________________
privet vsem rodichi
Сообщение Sun Dec 03, 2006 4:33 pm
eldor
Логограф
26. Роль тюркского языка в обнаружении древних тюркских ареалов.
В официальной европоцентристкой исторической науке тюрки относились к так называемым молодым, неисторическим народам. Временем обособления тюрков от алтайской общности считалось VI тысячелетие до н.э. Против тех ученых, которые пытались раскрыть более древние этнические корни тюрков, велась официальная борьба, которая называлась борьбой против удревнения истории малых народов.
Некоторые тюркологи, не соглашаясь с официальной точкой зрения относительно возраста тюрков, делали уверенные попытки обнаружить более древние следы тюрков в языках американских индейцев, ушедших из Евразии 20-30 тыс. лет тому назад, а также в языке шумеров, применявших клинопись еще в IV тысячелетии до н.э. В этих языках обнаружена целая система тюркских обозначений определенных понятий, относящихся к разным сферам человеческой деятельности.
Сторонники традиционной тюркологии - борцы против удревнения этнических корней тюрков - очень смело выступали против ученых, которые находили тюркские слова и в некоторых языках американских индейцев, и в языке шумерских клинописей. Они, исходя из особенностей индоевропейских языков, говорили, что тюркские слова за пять-пятнадцать тысяч лет изменились настолько, что никак не должны совпадать с современными тюркскими словами, поэтому якобы удревнители тюркской истории напрасно стараются находить тюркские слова в названных выше древних языках, это, мол, напрасный труд.
Здесь необходимо особо пояснить, что в глубокое заблуждение впадают не удревнители тюркской истории, а борцы против них, т.е. традиционалисты, привыкшие рассматривать историю тюрков исходя из индоевропейской теории.
Если проводить сравнение процессов развития флективных и агглютинативных языков, то сразу бросается в глаза огромная разница между ними. Во флективных языках, в частности и в индоевропейских, в процессе применения (т.е. грамматического изменения) корень слова оказывается неустойчивым, он претерпевает фонетические изменения. Например, слова ходить и хождение имеют единый корень, но они фонетически разные. Слова чадо в русском и kind в немецком тоже восходят к одному корню. Это также результат изменчивости корней слов во флективных языках. Именно эта особенность флективных языков приводит к тому, что с течением времени слова во флективных языках могут принять другой фонетический облик. Поэтому во многих случаях современное звучание слова не совпадает с древним его звучанием. Следовательно, современное состояние флективного языка мало что дает для изучения этнических корней носителей этого языка. Для того чтобы узнать древнее звучание многих слов флективных языков, необходимо проводить глубокое сравнительно-историческое исследование этих языков.
В агглютинативных языках с течением времени корни слов почти не меняются, ибо они в процессе применения (т.е. при грамматических изменениях) не теряют свой первоначальный фонетический облик. Современный фонетический облик слов агглютинативных языков (следовательно, и тюркского языка) мы можем обнаружить и в древних письменных источниках. Поэтому и в языках некоторых американских индейцев, несмотря на то, что они ушли от тюрков Евразии 20-30 тыс. лет тому назад, мы обнаруживаем тюркские слова, мало отличающиеся от современных слов тюрков. Шумерские клинописные тексты также богаты тюркскими словами, похожими на современные тюркские. Вот эти факты не воспринимаются традиционалистами-тюркологами, усвоившими особенности лишь флективных языков.
Таким образом, если обратить внимание на устойчивость тюркских лексических единиц, то нетрудно понять огромное значение этой их особенности в обнаружении следов древнейших этнических корней тюрков, следовательно, в определении древних тюркоязычных ареалов.
По результатам исследований Ю.В.Кнорозова, становится очевидным, что общественное устройство майя напоминает обстановку в Шумере и Египте: и там, и здесь родовой строй сочетается с рабовладельческими порядками [Диэго де Ланда, 1955, 37].
83
28. Яркие следы тюрков в шумерском языке.
В южных регионах Двуречья между реками Тигр и Евфрат в V-III тысячелетиях до н.э. была расположена страна шумеров/сумеров (см. карту). По данным И.М.Дьяконова [БСЭ, III изд., т. 29, 517], страна до конца III тысячелетия до н.э. была населена в основном шумерами и в меньшей степени, восточными семитами-аккадцами, которым удалось взять в свои руки правление, и с середины III тысячелетия до н.э. страна начала именоваться «Шумер и Аккад». В начале II тысячелетия до н.э. здесь возникло государство Вавилония, которое не теряло независимости до VI в. до н.э. Вавилонянам неоднократно приходилось отражать нападения касситов, ассирийцев и эламитов, которые так или иначе смешались с местными шумерами, аккадцами, вавилонянами. В процессе этого смешения шумерский язык, по-видимому, ассимилировался. Но образцы подлинного языка остались закрепленными в их клинописных текстах. Клинопись шумеров затем была принята и совершенствована аккадцами, эламцами, хурритами, хетто-лувийцами и урартцами.
Шумерская система клинописи была расшифрована рядом ученых в конце XIX - начале ХХ вв. Именно этот расшифрованный по клинописям шумерский язык оказался богатым тюркскими заимствованиями.
С большой надеждой выявить своих древних предков шумерский язык изучали сначала индоевропейцы, искали параллели и сходства со своими языками. В их числе был и Ф.Хоммель, который в шумерских текстах выделил 200 слов, совпадающих с тюркскими [Хоммель Ф., 1915], за что ему пришлось пережить насмешки и издевательства.
Изучению и расшифровке шумерских текстов посвятил много времени русский ученый И.М.Дьяконов. Ему даже в голову не приходила мысль о какой-то близости шумерского языка с тюркским. Сравнивая шумерские слова с индоевропейскими, он не находит ни единого случая совпадения и приходит к выводу, что мол шумерский язык был изолированным от других [Дьяконов И.М., 1954, 84]. Этот вывод вообще странен с научной точки зрения, ибо на Земном шаре нет и не может быть изолированных языков.
В книге И.М.Дьяконова, который даже не подозревал о близости шумерского и тюркского языков, Олжас Сулейменов выделил 60 шумерских слов, схожих с тюркскими словами: ада ‘отец’, ама ‘мать’, ту ‘родить’, ере ‘муж’, ‘рядовой воин’, угу ‘стрела’, таг ‘прицепи’, заг ‘сторона’, бильга ‘мудрый, предок’, ме ‘я’, зе ‘ты’, ане ‘вот’, гуд ‘бык’, гаш ‘птица’, кир ‘грязь’, ‘земля’, уш ‘три’, у ‘десять’, кен ‘широкий’, узук ‘длинный’, туш ‘спуститься’, уд ‘огонь’, удун ‘дерево’, ‘дрова’, дингир ‘бог’, ‘небо’, тенгир ‘бог’, ‘небо’ и др. О.Сулейменов подвергает исследованию каждое слово, доказывает шумеро-тюркские совпадения и приходит к выводу о том, что: а) схождения имеют систему, поэтому они соответствуют действительности; б) шумерский и тюркские языки долгие годы оказывали друг на друга заметное влияние; в) эти языки родственны не генетически, а в результате культурного взаимовлияния [Сулейменов О., 1975, 230-242].
Шумеро-тюркскими параллелями с 1947 года упорно занимался турецкий ученый Осман Недим Туна. С результатами своих исследований он выступал на международных конгрессах, неоднократно советовался со многими специалистами и лишь после этого в 1990 году решил издать специальную книгу, в которой делает попытку определения возраста тюркского языка, исходя из шумеро-тюркских параллелей. В этой книге О.Н.Туна проводит сравнительно-историческое изучение 168 шумерских слов, находя их корни в древнетюркском языке; изучает фонетические, грамматические особенности обоих языков. Ученый приходит к выводу, что говорить о генетическом родстве шумерского и тюркского языков пока нет достаточных доказательств, выявленный до сих пор материал лишь доказывает, что эти языки долгое время оказывали друг на друга очень сильное влияние [Туна О.Н., 1990, 49].
О.Н.Туна предполагает, что тюркский язык еще 5500 лет тому назад имел логически разработанные его носителями фонетический строй и грамматическую систему. Если допустить, что до развития этой системы прошло еще 5500 лет, то возраст тюркского языка окажется 11 тыс. лет. Что касается времени закрепления тюркского языка в письменности (шумерской клинописи), то оно было 8000-8500 лет тому назад [Туна О.Н., 1990, 49].
В научной литературе остаются пока без ответа вопросы, где же шумеры испытывали сильное влияние тюрков: до прихода в Двуречье, или здесь рядом с ними жили тюркские племена, может быть шумеры были когда-то тюрками, но в IV-III тысячелетиях до н.э. переживали период ассимиляции среди семитоязычных аккадцев.
29. Древний тюркоязычный ареал в Передней Азии.
Тюркологи, изучающие тюркские заимствования в шумерском языке, до сих пор предполагали, что шумеры до IV тысячелетия до н.э. жили где-то рядом с тюрками, переняли у них тюркские слова, затем переселились в Двуречье Евфрата и Тигра. Вопрос о наличии тюркоязычного ареала в Передней Азии никем не изучался, ибо везде сохранялась концепция о приходе первых тюрков в Переднюю и Малую Азию лишь в XI в. н.э.
Изучение шумерских, аккадских, ассирийских и урартских источников позволяло по-новому осветить древнюю историю Передней Азии. Так, азербайджанский языковед Фиридун Агасыоглу Джалилов на основе изучения вышеназванных источников констатирует, что в IV-III тысячелетиях до н.э. в верхних течениях реки Тигр между Ассирией и Урарту жили тюркоязычные субары (суб-ар ‘речные люди’). Чуть ниже отмечались также тюркоязычные куманы, далее тюркоязычные гутии, лулу и на юге озера Урмия также тюркоязычные туруки. Кроме того, по сообщению ассирийских, аккадских и урартских источников, среди этих групп отмечается и наличие других тюркоязычных племен под названиями кумуг, кашгай, гЅгІр, салур и др. [Фиридун Агасыоглу, 2000, 41-66, 156-162] (см. две карты по Фиридуну Агасыоглу).
Наличие древнего тюркского ареала в Передней Азии доказывается кроме того тем, что здесь, а также в Малой и Средней Азии, некоторые географические объекты еще задолго до н.э. носили тюркские нарицательные названия, которые позже кое-где стали собственными именами.
Так, древнегреческие путешественники и историографы Александра Македонского, описывая свой путь, фиксировали местные названия географических объектов Малой, Передней и Средней Азии.
Например, на территории Малой Азии имеются горы под названием Тавр (Понтийский Тавр, Малоазийский Тавр). По сообщению древних греков, местные народы еще задолго до н.э. эти горы Тавр и всю цепь гор, тянущихся отсюда на восток через Переднюю и Среднюю Азию вплоть до Гималаев, называли словом Тавр [Пьянков И.В., 1997, 283]. Тавр - по происхождению тюркский этноним со значением ‘горные люди, горцы’. Оно образовано от слов тау/таw/тав ‘гора’ и ар/эр ‘люди, мужчины’.
Местные тюрки, знакомя приезжих древних греков с местностью, любые горы, где жили тавры ‘горцы’, называли тавр (тавр таулары ‘горы, где живут тавры’). Отсюда древние греки фиксировали горы Тавр, начиная с Малой Азии вплоть до Гималаев. Это нарицательное имя тавр, обозначавшее все горы, где жили тавры ‘горцы’, позже стало собственным именем гор в Малой Азии (и в Крыму).
Примерно то же самое можно сказать о тюркских словах каукас и кроукас [Пьянков И.В.,1997, 283]. Местные тюрки Передней и Средней Азии называли древним грекам все скалистые белые от снега горы каукас ‘белые скалистые горы’ или кроукас ‘снежые скалистые горы’. В слове Каукас (Кавказ) кыу/кау ‘белые’, кас ‘скала’ от слова кас/кис ‘резать’, в тюркском языке позже оно заменилось словом кыя/кая также от слова кый/кай ‘резать’. Во втором слове кроукас первая часть - кроу ‘иней, снег’, вторая часть - кас ‘скала’.
Некоторые горы аборигенами Малой и Средней Азии представлялись грекам под названием Оксий. Это, по-видимому, были горы, откуда текли чистые реки. Оксий - от тюркского оксай/оксуй/оксий: ак/ок ‘белая, чистая’, су/сай/сий ‘река’.
Эти же аборигены называли разные реки словами Аракс, Окс, Танаис, которые были нарицательными словами: Аракс - от тюркского арык/арак ‘река, канава’; Окс - от тюркского аксу/оксу ‘белая, чистая река’; Танаис - от тюркского тыныс/тыныч ‘спокойная, не бурная река’ и т.д. [Пьянков И.В., 1997, 283-284].
Следовательно, аксиома официальной исторической науки об отсутствии в Передней и Малой Азии древнего тюркского ареала, о приходе сюда первых тюрков лишь в XI в. н.э. не соответствует действительности.
Признаки наличия древнего тюркоязычного ареала в Передней и Малой Азии снимает вопрос о том, какой же тюркский язык повлиял на шумерский. Дело в том, что, по сообщению аккадских источников, регион южнее Багдада назывался Киенкир (Кангар), здесь жили шумеры, а регион севернее Багдада носил название Субарту, здесь жили субары. Шумеры себя не называли шумерами, их самоназвание было кангарли или кангар. У Геродота этот этноним встречается как ангареон (см. 46 этой книги). Кангаров называли шумерами или сумерами аккадцы и другие народы, причем этот этноним они заимствовали у субаров, т.е. и кангаров (шумеров), и субаров они именовали этнонимом субар [Фиридун Агасыоглу, 2000, 157], который в различных языковых и диалектных окружениях произносился по-разному: сумар/сумер/шумер/самар/суар/сабир/савир/сибирь и т.д.
Таким образом, на язык шумеров оказывали влияние субарский язык и его диалекты или ближайшие тюркские соседи, называвшиеся тогда этнонимами куман, кумык, турук, кути, лулу, кашгай и др., но сам шумерский язык, по убеждению многих, не был тюркским.
Можно рассуждать и по-другому. Предположение о том, что самоназвание шумеров кангар происходит от названия их территории, порождает еще один вопрос: почему же этот регион назывался кангаром? Ведь кангар - это также этноним, причем тюркский. Следовательно, здесь жили кангары, но когда? До прихода сюда шумеров или шумеры сначала сами были тюркоязычными кангарами? Если это так, то уже в IV тысячелетии до н.э. они переживали период ассимиляции среди семитоязычных аккадцев. В таком случае тюркизмы в шумерском языке - это не тюркские заимствования, а тюркский субстрат, т.е. следы побежденного тюркского языка, носители которого затем приняли аккадский язык. Определенная часть шумеров-кангаров, по-видимому, переселилась в Среднюю Азию, где слилась с хоразмийцами, передав им дополнительно этноним кангар, что стало причиной названия хорасмиев этнонимом кангха/кангюй/кангар.
Древний тюркоязычный ареал в Передней Азии оказывал очень сильное тюркское влияние на Среднюю Азию, Кавказ, Урало-Поволжье, Западную Сибирь, Казахстан и Центральную Азию.
90
30. ...
Какие же племена здесь в III тысячелетии до н.э. могли быть тюркоязычными? Из истории мы знаем, что параллельно с Шумером в Передней и Средней Азии функционировало государство Элам. Эламцы от шумеров заимствовали клинопись, вытеснившую с середины III тысячелетия до н.э. местную иероглифику. К сожалению, эламская клинопись до сих пор не расшифрована, поэтому их язык нам неизвестен. Ученые установили, что он не индоиранский, не флективный, а агглютинативный. По-видимому, из агглютинативных языков в том регионе мог быть лишь тюркский. Возможно, Эламское государство в Средней Азии было создано тюркоязычными племенами, и свою страну они назвали элем, что по-тюркски означает ‘моя страна’ (Ил-ем>Эл-ем>Элам). Кроме того ученые в XIX и ХХ вв. эламский язык связывали с тюркским, но эти попытки сходу отвергались индоиранцами. И.М.Дьяконов без оснований расценил эламо-тюркские штудии донаучными [Дьяконов И.М., 1967, 107].
Культура Эламского государства прослеживается в истории до начала I тысячелетия до н.э., затем здесь в начале I тысячелетия до н.э. появляются Сакское [Валиди А.-З., 1981, 33-36] и Хуарасмийское [Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А., 1982, 119] государства. В следующей главе мы специально отметим тюркоязычность саков, отвергая одновременно концепцию об их ираноязычности.
Сейчас коротко остановимся на этногенетических проблемах хорезмийцев (см. карту Средней Азии в III тысячелетии до н.э.). В официальной исторической науке признано, что хорезмийцы с самого начала были ираноязычными, лишь в VI-VII вв. под влиянием тюрков-кочевников поменяли «свой» иранский язык на тюркский. Как было уже сказано выше, эта точка зрения не выдерживает критики. В действительности хорезмийцы с самого начала были тюркоязычными и в таком виде влились в состав современных тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. Это - первое замечание.
Второе замечание относится к этимологии этнонима хорезм, который в древности имел варианты хваризм, хорасм, хорамни. Если разложить этот этноним на смысловые части, исходя из тюркской модели этнонимов, то в вариантах хваризм, хорасм, хорезм мы увидим два корня хуар и ас и аффикс принадлежности 1 л., ед.ч. -м (-ым). Хуар - это по-другому - суар, которое состоит из двух корней су (ѕу>ху) ‘вода’ и ар - самый древний тюркский этноним, означающий ‘люди, мужчины’: хуар в целом - это ‘речные люди’. Наличие этнонима суар в составе этнонима хуарасм указывает на то, что хуарасы являются в какой-то степени потомками субаров (суаров) Передней Азии. Кроме того, этноним суар (хуар) активно применялся на Кавказе, в Урало-Поволжье, как видно, и в Средней Азии. Вторая часть этнонима хуарасм - это ас, он также самый древний тюркский этноним. Хуарас значит асы, но из племени суаров. Хуарасы создали свое государство и его, и страну назвали не просто Хуарас, а с любовью Хуарасм ‘мой Хуарас’. С течением времени название страны Хуарасм начало применяться и в значении этнонима хуарасм > хорезм.
О том, что первая часть этнонима хуарас состоит из тюркского этнонима суар (хуар), говорит вариант хорамни, в котором нет этнонима ас, но имеется аффикс принадлежности -м (ни - по-видимому, позднее образование под влиянием иранского).
В наличии одного корня (суар/ѕуар) в двух этнонимах шумер (сумер/сумар/субар) и хорезм (ѕуар-ас-м) мы видим заметные следы этнической родственности шумеров и хорезмийцев. Кроме того, наблюдаем мы это и в том, что у шумеров самоназвание было кангар, а хорезмийцев другие народы называли кангха или кангюй [Толстов С.П., 1948, 341]. В основе всех этих трех этнонимов лежит один корневой первичный этноним канг/кає ‘прародитель’.
Рядом с суарами и асами (хуарасами) в долине Памира и Хиндукуша жили болгары, этноним которых (как и этноним суар) обозначает ‘речные люди’. Болгары и суары жили рядом и в Поволжье. Болгарские ученые высказывают мнение, что болгары являются выходцами из среднеазиатского тюркского ареала. Болгары затем принимали участие в создании тюркоязычного ареала в Причерноморье на Дунае.
Наукой установлено, что племена, носившие первичные (несложные) этнонимы, жили намного раньше тех, которые носили вторичные (сложные) этнонимы. Поэтому приходится признать, что и в Средней Азии намного раньше, чем хуарасы, жили ары, асы, суары.
Еще раз обращаю внимание читателей на то, что еще в древности тюрки свою страну называли с уважением и любовью с прибавлением местоимения моя, которое в тюркском передается аффиксом принадлежности 1 л., ед.ч.: Хуарасм, Элем > Элам, Кырым, Биарм и т.д.
С хорасмиями (хорезмийцами) были тесно связаны парды (парфяне). Будучи в подчиненном положении иранцам, в войске иранского царя Ксеркса парды, хорасмии, согды, гандарии и дадики составляли вместе один отряд, парды и хорасмии находились под начальством одного предводителя [Геродот, VII, 66].
Здесь прежде всего надо отметить, что парды (парфяне) первоначально были тюрками и влились в состав тюрков Средней Азии. Если бы они были ираноязычными, то под влиянием тюрков-кочевников не могли бы принять тюркский язык, наоборот, обязательно должны были ассимилировать «пришлых» тюрков-«кочевников», передать им индоиранский язык.
Этноним парды этимологизируется также по тюркской модели. Парды состоит из слова пар (бар) ‘есть, достаток, богатство’ и аффикса -ды (-лы), парды означает ‘богатые, имеющие богатство, живущие в достатке’. В русском языке звук th передавался через theta [Θ] и позже через ф, поэтому от парды произошел русский вариант парфы > парфяне. О том, что парды - это этноним тюркского происхождения, говорит и то, что мы встречаем его в Прикамье в виде барды и как название местности с аффиксом принадлежности -м: Бардым. В Азербайджане до монгольского завоевания был цветущий торгово-ремесленный центр Барда, название которого происходит от этнонима его хозяев.
Государство народа парды было создано в III в. до н.э. на юге и юго-востоке Каспийского моря в процессе борьбы против греков и иранцев. В период расцвета оно подчиняло себе обширные области от Месопотамии до границ Индии. По-видимому, еще и в шумерское время парды доходили до Передней Азии и общались с шумерами (см. карту царства пардов). Позже парды принимали активное участие в образовании туркменского народа. Прежние парды стали называться туркменами. По-видимому, хамсинские туркмены на востоке Персидского залива, иракские и сирийские туркмены остались там жить еще с тех времен, когда государство пардов овладело огромной территорией в Передней и Средней Азии.
31. ...
...Наличие древнего тюркского ареала в Урало-Поволжье косвенным образом доказывается фактом установления тесной этнической, экономической и политической связи этого региона с Передней и Средней Азией.
Начнем с того, что Переднюю, Среднюю Азию и Урало-Поволжье связывают древние их общие племена субары и кангары. Как было уже сказано, самоназвание сумеров/шумеров было кангар/кунгур, из-за того, что они говорили на одном языке с субарами, аккадцы и этих кангар называли этнонимом субар/сумар/сумер/шумер. Этноним субар/ѕуар входит и в состав хуарасов/хорасмиев/хорезмийцев. Их же называли этнонимом кангар/канг/кангха. Названия этих племен фиксированы и в Урало-Поволжье. Здесь их следы сохранились в топонимах Кунгур, Суар. Можно добавить и наличие здесь древних топонимов Оса, Аслы/Ашлы, которые связаны с племенами, носившими этноним ас. Напомним, что и в сложном этнониме хуарасм/хуарас, кроме суар, наблюдается и этноним ас (хуар-ас).
Суары и кангары оставили свой след в Передней Азии в IV-III тысячелетиях до н.э., в Средней Азии во II-I тысячелетиях до н.э. А с какого времени суары и кангары могли жить в Урало-Поволжье? Если учесть то, что этот регион считается прародиной тюрков, то здесь они, по-видимому, появились раньше, чем в Передней и Средней Азии.
Этноним субар имел фонетические варианты еще в виде сумер/самар, которые фиксировались в топонимах и в Средней Азии (Самар-кенд), и в Поволжье (Самара, Шумер).
...Прежде всего надо иметь в виду, что само название сибирь исторически восходит к тюркскому этнониму субар/суар/сабир/сибир. А самые древние носители этого этнонима в IV-III тысячелетиях до н.э. жили в Передней Азии, а образованные от них и асов хуарасы - в Средней Азии во II тысячелетии до н.э. Для субаров/сабиров и хорасмиев выход к берегам Каспийского моря был обычным явлением, откуда они по рекам Урал-Миасс-Тобол-Иртыш-Обь доходили до Ледовитого океана, где Карское море назвали Кар диєгезе ‘Снежное море’.
Вспомним этноним кангар, который был самоназванием шумеров и части хорасмиев. Вместе с хорасмиями были и асы (хуар+ас). Носители этих этнонимов, т.е. кангары и асы, также дошли до Западной Сибири и в VII в. до н.э. на берегах Енисея создали мощное государственное объединение, которое называлось Кангарас, и процветало оно до V в. н.э. Его владения распространились до Средней Азии. Государство кангарасов управлялось в разное время из разных центров: Кеш, Кусан, Ташкент, Бухара, даже Самарканд. Государство Кангарас включало в свой состав всю Западную Сибирь. По мнению ученых, оно оставило богатую тагарскую археологическую культуру. Его рассматривают еще как значительную часть Скифской конфедерации народов (но о скифах ниже).
105
_________________
privet vsem rodichi
Сообщение Sun Dec 03, 2006 4:41 pm
eldor
Логограф
"ШУМЕРО"-ТЮРКСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЛОГОГРАММЫ
277
Язык городских поселений южного Двуречья или Шумера на рубеже IV-III тысячелетий до н. э., язык создателей логографического письма (Wortschrift "письмо слов") и вавилонской клинописи - священный язык вавилонян, получивший название "шумерского"1, принадлежит к числу древнейших письменно засвидетельствованных языков мира. Несмотря на многочисленные попытки выявить генетическую группу шумерского языка, его родство с каким-либо другим языком в настоящее время считается неустановленным2. Гипотеза Ф. Хоммеля3 о родстве шумерского с Алтайскими языками (и даже с урало-Алтайскими языками в целом) была поддержана советским историком СП. Толстовым4, но все же остается недоказанной. Более того, случайные сопоставления у Ф. Хоммеля похоронили под собой "рациональное зерно" вроде соответствия шумерского dingir "Gott" древнетюркскому tangri "Himmel". Меня как тюрколога привлекла возможность заново проверить данную гипотезу, главным образом, в плане сравнения шумерской и исконно тюркской лексики5. В результате удалось выявить более двадцати бесспорных лексических соответствий между шумерским и тюркскими языками, восходящих, таким образом, к прототюркскому языку или языковому состоянию еще до миграции "шумеров" в Двуречье (IV тысячелетие до н. э.):
1 DINGIR (diηir, digir) "бог" [древнейший изобразительный знак-символ "звезда ~ небо ~ бог"]
Др.-Тюрк. täηri "Небо; бог, божество",
Хакасск. tugir "небо",
Алтайск. tengeri "небо, бог",
Якутск, tangara "небо, бог",
Казахск. engir, tengeri "бог" или zengir "громадный, высокий, высочайший" (первоначальное *d ~ δ в анлауте6 закономерно давало d, t и z),
Уйгурск. tengri "бог",
Чувашск. turæ "бог, божество",
ср. Монгольск. tængær "небо";
2 DUMU "сын; дитя"
Др.-Тюрк. tun "первый" или tun oγul "первенец, первый ребенок",
Тувинск. dun ool "первенец",
Уйгурск., Алтайск. и Киргизск. tun "первенец",
Казахск. tüηgysh "первый; первенец";
3 UD "день; время"
Др.-Тюрк. öd ~ öδ "время",
Тувинск. öy "момент, время; сезон" (j и d > t - рефлексы первоначального *d ~ δ в ауслауте, характерные для Тувинского языка; ср. Др.-Тюрк. ed ~ eδ "вещь, имущество, богатство" > Тувинск. et "1) имущество; 2) вещь (предмет) обихода; 3) выделка (кожи)" и каракалпакск. iy "1) дубление, выделка (кожи); 2) закваска для дубления кожи");
278
4 DUG "хороший"
Др.-Тюрк. ïduq ~ ïδuq "священный, святой" (другое значение слова ïδuq - "отпущенный, вольный, предназначенный для жертвоприношения", отмечаемое Махмудом Кашгарским, позволяет видеть здесь отглагольное образование < ïδ - "1) посылать; 2) пускать; 3) разносить, распространять"),
Тувинск. ydyk "1) уст. священный ошейник (надеваемый на шею животного); 2) святыня; 3)уст. священный"7,
Хакасск. yzyh "1) миф. духи рек, гор, долин; 2) уст. предмет преклонения, почитания (напр. гора, дерево, животное); 3) уст. священный"8,
Киргизск. yjyk "1) священный, приносящий счастье; 2) уст. священное домашнее животное (пущенное в стадо с тем, чтобы его не резать и не употреблять в дело; местами лошадей из числа таких животных исключают); 3) лучшее из диких парнокопытных"9,
Чувашск. yræ "1) добрый, хороший, превосходный, здоровый; 2) добро, все доброе и хорошее; 3) хорошо, превосходно"10.
Эти факты свидетельствуют о том, что d, z, j и r в тюркских языках - частные рефлексы первоначального *d ~ δ, как это давно уже установлено в тюркологии11. Некоторые звенья такой фонетической закономерности наблюдаются даже в пределах одного языка, ср. Казахск. syiyr- "сдирать, обдирать" и sydyr- "1) снимать шкуру; сдирать (кору с дерева) "(Др.-Тюрк. sïδïr- "сдирать, снимать; облупливать"), ugi [iygi] "добрый, полезный, благой" и izgi ~ езgi "1) добрый, благой; 2) святой, священный, благочестивый" (Др.-Тюрк. edgü ~ eδgü ~ ejgü "1) хороший, добрый; 2) хорошо; 3) в знач. сущ. добро, благо");
5 UTU "солнце" (древнейшая шумерская идеограмма или, точнее, изобразительная логограмма12, обозначающая это слово, ближайшим образом напоминает изображение солнечной лодки египетского бога Ра ) - отглагольное прилагательное ütü с восстанавливаемым значением "палящее, обжигающее (жаром, зноем) "(исходная основа Чувашск. vëtele- "1) палить, опалить, обжечь; 2) перен. пороть", Турецк. ütüle- в значении "опалить (о животных) ", но не Турецк. ütüle - "утюжить, гладить утюгом" < Турецк. ütü "утюг" < Др.-Тюрк. ütük "жаровой утюг" < Др.-Тюрк. üti- "гладить", ср. Турецк. ütüme "поджаренные зерна пшеницы") < üt- "палить, обжигать" ("Чагатайское" üt- "палить"13,
Чувашск. vët "1) палить, опалить, обжигать, жарить (слегка); 2) разг. пороть, выпороть",
Башкирск. öt "палить, опаливать, опалить; обжигать, обжечь" > Башкирск. ötek "1) гарь; 2) перен. заморыш") < *y - (ср. в Чувашском языке непереходный глагол ën- "опаляться, пригорать, тлеть" > ënëk "паленый, горелый" - ënëk "диал. вечерняя заря" и, производный от него переходный глагол ënt - "1) палить; 2) пороть, бить", ср. Казахск.,
КараКалпакск. üyt- "палить, опалить"14 - иначе говоря, древнейший глагольный корень *y - в прототюркском языке уже получил развитие в залоговых образованиях üt-, ün- и ünt-). Рассмотренное слово ütü, возможно, непосредственно связано с Монгольским üd "полдень"; eden "степь" - Казахск. ien [iyen] "беспредельно обширный; плоский, ровный" и eden "пол" (<*еδän),
279
ср. Тувинск.,
Киргизск. ææn "пустынный, необитаемый; глухой, безлюдный",
Казахск. en "широкий" (< *egan). Фонетическая закономерность *d ~ δ (d, z, j) ~ *g (g ~ нуль звука) нуждается в детальном изучении. Появление звука g в аналогичных случаях (например, Др.-Тюрк. kidiz ~ kiδiz "кошма",
Тувинск. kidis "войлок; кошма", Алтайск. kiyis "кошма; войлок" - Узбекск., Уйгурск. kigiz "кошма; войлок",
Хакасск. kiis "кошма, войлок") К. Менгес15 трактует как "заполнение зияния", однако переход δ > нуль звука без связующего звена g следует доказать. Существенным затруднением при этом может послужить то обстоятельство, что древнетюркскому edär ~ eδar "седло" соответствует не только Уйгурское egær "седло", Узбекское egar "седло",
Киргизск. æær "седло" (g > нуль звука), но и, по всей вероятности, шумерское eger "спина; зад" (см. ниже);
6 EGIR (eger) "спина; зад" (изобразительная логограмма - нижняя часть спины, седалище)
Др.-Тюрк, edär ~ eδar "седло",
Тувинск.æzer "седло",
Хакасск. izer "седло",
Турецк. eyer "седло" и egre "потник (под седло) ",
"Чагатайск." ) egär "седло"16 > Киргизск., Алтайск. æær "седло",
Казахск., Кара-Калпакск. er "седло" (значение "седло" возникло, очевидно, в результате "ассоциации по смежности" с первоначальным значением "седалище")
7 IS "оруженосец"
Др.-Тюрк, eş ~ iş ~ es "друг, приятель, сподвижник" (в тех же фонетических вариантах представлено в современных тюркских языках);
8 Ù "сон"
Др.-Тюрк, u "сон"; Якутск, uu "сон";
9 ÙG - ukù "племя"
Др.-Тюрк, uq "род, потомство" (on uq bodun "народ десяти родовых подразделений, десятиплеменный народ" - название тюрков Семиречья в орхонских текстах)17,
ср. Монгольск. ug "1. 1) начало; возникновение; происхождение; 2) основание, корень; 3) суть, сущность; 2. главный, на-чальныи, основной",
10 BARÂG "святилище"
Др.-Тюрк. barq "1) здание, сооружение; 2) святилище, храм, жертвенное здание"19;
11 NIG "вещь"
Др.-Тюрк, neη "1) вещь, предмет, дело; нечто; 2) вещи, имущество, богатство, средства существования; 3) какой-нибудь, любой; при отрицании никакой, какой бы то ни было";
12 TAG "трогать"
Др.-Тюрк, teg "1) касаться, доходить, достигать; 2) настигать, поражать; 3) нападать",
Тувинск. deg "трогать, прикасаться; задевать", в сагайском диалекте Хакасского языка tig - "задеть, коснуться",
Хакасск. teη "задеть, коснуться",
Киргизск., Алтайск., Казахск.,
КараКалпакск. tiy "1) касаться, прикасаться, трогать; 2) доставаться, перепадать; 3) нападать" (фонетическая закономерность g ~ η ~ j). Данный глагол, как обнаружил В. М. Иллич-Свитыч20, имеет соответствия в дравидских и древних индоевропейских языках, перерастающие, следовательно, рамки шумеро-тюркских (Алтайских) соответствий;
13 KUG "чистый"
Др.-Тюрк. Quγseηūn (имя собственное)21,
Киргизск., Алтайск. kuu "белый; бледный, бледно-желтый (сухой, высохший) ",
КараКалпакск., Казахск. kuū "1) белый; седой; бледный (напр, о лице); желтый (напр, о траве); 2) сухой, высохший" (quγ > quw > quu);
280
14 SUG "болото, топь, трясина (вода) "
Др.-Тюрк. suγ ~ sub ~ suw "l) вода; 2) река",
Хакасск., Тувинск. sug "вода",
КараКалпакск., Казахск. suū "вода",
Киргизск., Алтайск. suu "вода",
Уйгурск. су "вода",
Чувашск. shyv (shu) "вода, река" (suγ > suw > suu, причем в Чувашском варианте отразилось древнее соответствие S ~ Ś);
15 SAG (saη, sag) "голова; глава" (изобразительная логограмма голова человека)
Др.-Тюрк. saγun "титул старших по возрасту у карлуков" или ata saγun "титул тюркских знахарей"22, где к основе saγ наращен Монгольский именной формант -un;
Киргизск. saη "(в эпосе) повелитель, хан"
Казахск. saηdak, (saηlak) "отборный, избранный, лучший". Термин saγ ~ saη "голова (глава) "восходит, вероятно, к Алтайской общности: он лежит также в основе эвенкийских слов sagdagu "1) старший по возрасту; 2) староста; старейшина", sagdaku "старый (о животных) "и sagdan "состариться"23;
16 IL "зацеплять; запирать (?), (изобразительная логограмма левая нога зацеплена за правую)
Др.-Тюрк. il "1) цеплять, подцеплять, зацеплять; 2) ловить",
Хакасск., Казахск. il "1) зацеплять, прицеплять; 2) подвешивать, вешать",
Уйгурск. il "1) зацеплять, зацепить; 2) вешать; 3) закрывать на крючок (дверь) ",
"Чагатайск." il "запирать"24;
17 GUD "бык" (изобразительная логограмма - символическое изображение головы быка или вола )
Др.-Тюрк. ud ~ uδ "корова (в двенадцатилетнем животном цикле); бык",
Уйгурск. uy "вол, бык",
Киргизск. uy "корова; вол",
Алтайск. uy "корова (в двенадцатилетнем животном цикле) ",
Сарыг-Югурск. uj "бык (в двенадцатилетнем цикле) "25. Последний пример указывает на малоизвестный рефлекс ž первоначального *d ~ δ в ауслауте;
18 GIG "болезнь"
Др.-Тюрк. ig "болезнь";
19 GAG "наконечник" (первичная изобразительная логограмма клиновидный колышек или треугольник - превратилась в вавилонской клинописи в настоящую идеограмму или семантическую логограмму, т. е. знак ассоциирующихся понятий)
Др.-Тюрк. gγ ~ aγ "1) промежуток между бедрами в нижней части живота, пах; 2) промежуток между пальцами";26,
Уйгурск. ag "клин (в брюках) ",
Казахск. au "клин у шаровар",
КараКалпакск. agaü "челнок (в кустарном ткацком станке) ". Отсюда видно, что первоначальное *g ~ γ (g) в анлауте, как правило, дало в тюркских языках нуль звука, однако в случаях "вокализации" оно сохраняется (γaγ > âγ ~ aγ > aw или *аγаγ > aγaw);
281
20 GIS (ηiš, giš) "дерево"
Др.-Тюрк. ïγač "дерево",
Туркменск. agach,
Казахск. agash,
Тувинск. yiyash (ïyayš < iγyaš ~ ıηaš)27,
Хакасск. agas, в сагайском диалекте Хакасского языка agys, (в результате процесса дифтонгизации)
Чувашск. yiyvaç,
Уйгурск. yagach,
Киргизск. jygach
с одинаковым значением "дерево".
Из анализа данных соответствий можно предположить прототюркский характер фонетических закономерностей ï ~ a, *g ~ γ (g) ~ η (в дальнейшем развились рефлексы j, w и v) и s - š ~ č. Совершенно ясно, что звук j (как в жук) в Тувинском варианте не является первоначальным, вопреки предположению А. Г. Биишева28;
21 SAL "vulva; женщина" (изобразительная логограмма , соответственно в хеттской клинописи идеограмма ŚAL)
Чувашск. shal "внутренность; внутренний",
Тувинск. shala "пришивать пояс к верхней частк юбки (штанов, брюк) " < šal (?),
Алтайск. salaa "1) приток (реки); разветвление (дерева, дороги); 2) промежуток между пальцами; перепонка между пальцами",
Киргизск. salaa "1) ложбина, ложбинка; 2) промежуток между пальцами; 3) палец" < sal + γa,
ср. эвенкийск. sālga "1) промежность; 2) шаг, расстояние"29;
22 ERİN (erén) "войско"
Др.-Тюрк, erän "муж, мужчина, воин";
23 ER ~ IR (er) "membrum virile; мужчина" (изобразительная логограмма)
Др.-Тюрк, er "1) мужчина; 2) муж, супруг; 3) муж, воин, герой",
Тувинск. ær "1) мужчина; 2) самец",
Алтайск. ær "1) муж; мужчина; 2) герой, храбрец",
Хакасск. ir "1) мужчина; 2) муж",
Чувашск. ar "мужчина; муж",
ср. Монгольск. er "1) муж; мужчина; 2) самец";
24 SILÂ "ягненок" (изобразительная логограмма - рожок барана - справедливо рассматривается А. А. Вайманом30 в качестве прототипа раннего клинописного знака из архаического Ура)
Хакасск. sileke "холощеный баран",
в кызыльском диалекте Хакасского языка sile "чорт",
Тувинск. shilege "баран (на втором году) "и др.
Вышеприведенные "шумеро"-тюркские соответствия, как мы попытались доказать, составляют определенную систему, объяснимую с позиций исторической фонетики тюркских языков. Принципиальные фонетические закономерности тюркских языков, благодаря этим соответствиям, предстают в исключительно сложной панораме развития от прототюркского языка или языкового состояния (некоторым образом письменные памятники рубежа IV-III тысячелетий до н. э. из Шумера, исключая памятники мертвого шумерского языка - священного языка семитов-вавилонян и ассирийцев вплоть до н. э.) - через древнетюркские диалекты - к современным тюркским языкам.
Систематический характер древнейших шумерских совпадений позволяет предположить, что какая-то часть прототюрков Центральной Азии продвинулась в Двуречье31, обосновалась там и существенно повлияла на язык и, соответственно, на изобразительные логограммы протошумерских письменных памятников.
282
* * *
Данные наблюдения, изложенные в докладе на XII заседании Международной алтаистической конференции в Берлине, были опубликованы в 1974 г.32 Известный шумеролог А. А. Вайман (Отдел Востока Государственного Эрмитажа) еще в 1970 г. ознакомился с этим материалом и рекомендовал опубликовать его за рубежом в виде статьи, однако дружески отсоветовал включать шумеро-тюркские соответствия в докторскую диссертацию. В том же 1970 г. я неосторожно поделился своими предположениями с писателем и любителем истории Олжасом Сулейменовым. Затем появилась его нашумевшая книга "Азия" (Алма-Ата, 1975), где он задорно заявил: "Когда тебя за Шумер - в печень, ты стоишь за него, как за родину. Как за родину - отвечаешь" (с. 199). Однако вскоре ему пришлось выступить в партийной печати с публичным покаянием.
Запретная для советской тюркологии тематика тем временем успешно разрабатывалась за рубежом. В 1997 г. видный тюрколог О. Н. Туна опубликовал в Анкаре научное исследование под названием "Sümer ve Türk dillerinin târihî ilgisi ile Türk dili'nin yaşi meselesi" ["Историческая связь шумерского и тюркского языков и проблема возраста тюркского языка"]. С автором названного труда, признанным историком языка, мы смогли встретиться и обменяться мнениями по данной проблеме на тюркологических конференциях в Алматы (1990 г.) и Анкаре (1993 г.). Новые факты неукоснительно свидетельствовали, что наш интерес к шумерскому материалу был закономерен и научно оправдан.
В результате многолетних изысканий, проведенных Турецким коллегой (отчасти в ведущих университетах США), выявлено 16 звуковых соответствий между шумерским и древнетюркским языками с подтверждающими примерами для 165 шумерских слов. Фонетические соответствия типа начальный g- ~ нуль звука, d ~ d > j в середине и конце слова, g ~ γ ~ η в середине и конце слова, прежде отмеченные нами, получили у него дальнейшее обоснование и объяснение.
Например,
gi "тростник"33 - Др.-Тюрк. ï "растение; заросли",
gaz "давить, мять", Др.-Тюрк ez "давить, мять",
gur ~ ur "убирать урожай, жать", Др.-Тюрк. or "жать, косить",
gid "удалять, устранять", Др.-Тюрк. ïd "посылать",
gišig "дверь", Др.-Тюрк. ešik "дверь",
gid "дурной; вонючий, зловонный", Др.-Тюрк. ïd ~ jid (i.e. ïd ~ yid) "запах",
udi "спать", Др.-Тюрк. udï- ~ uδï- > uju- (i.e. uyu) "спать",
sig "превосходный, хороший" - jeg "хороший",
zag "правая сторона" - saγ "правая сторона",
agar "свинец (металл) "- aγır "тяжелый, весомый",
bulug "граница, предел, грань" - buluη "угол; страна света",
sig "шерсть" - jüη (i.e. yüη) "шерсть".
Между сравниваемыми языками заново выявлены, на наш взгляд, бесспорные фонетические соответствия:
начальный s- ~ j- (i.e. y-) (sar "писать" - jaz (i.e. yaz) "писать",
sig "превосходный, хороший" - jeg "хороший", sulu "дорога, путь" - jol (i.e. yol) "дорога, путь"),
начальный n- ~ j- (na ~ nad "лежать" - jat (i.e. yat) "лежать, ложиться", nigin "сумма" - jïγin "куча, груда");
283
начальный d- ~ j- (dar "колоть, раскалывать; рассекать; расщеплять" -jar (i.e. yar) "рассекать, расщеплять", dip "лента, тесьма" - jip "нить, тесьма; веревка"),
начальный s- (š-) ~ č (sag "бить, ударять" - čaq "высекать (искру, огонь) ", šab "разрезать, прорезать; перерезать" - čap "рубить; бить, хлестать, стегать", šulpae "божество Šulpae" - çolpan "утренняя звезда, планета Венера"),
š ~ s (šid "число, количество" - san "число количество", eš "дуть" - eš "дуть"),
š ~ l (uš "основание, фундамент" - ul "основание, фундамент", uš2 "мертвый; умирать" - öl "умирать", aša(g) "поле, большое пространство" - alaη "плоский, ровный (о местности) ", (this Türco-Sumerian appellation, two millenniums older than the Chinese "Yantsai" = "Open Space" = "Alang" = "Alan" , is profoundly missing from the work of Agusti Alemany, "Sources On The Alans. Critical Compilation", 2000. Just too bad - Translator's Note).
r ~ z (gur "ломать, разбить" - üz "рвать, отрывать; отломить; ломать", sur "выжимать" - süz "очищать, процеживать", har "копать, рыть" - qaz "рыть, копать; выкапывать"), (см Ogur and Oguz and r ~ z transition)
начальный d- ~ t- (dur "сиденье, место" - tör "место против входа, почетное место", dug "разливать" - tök "лить, проливать; сыпать", di "говорить, разговаривать" - te "говорить, сказать", dingir "бог" - teηri ~ täηri "Небо, бог, божество", dag "рассвет, утренняя заря" - taη "рассвет, заря"),
начальный z- ~ s- (zag "правая сторона" - saγ "правая сторона", zae "Вы" - sen "ты"),
начальный z- ~ č- (zibin "насекомое" - čïbïn ~ čibin "муха; комар"),
b ~ m (tibira "металл" - temir "железо"), (also see b ~ m transition at Etruscans and Türkic languages)
конечный -n ~ нуль звука (mae ~ men "я" - ben ~ men "я", i "десять" - on "десять").
Ныне покойный О. Н. Туна пришел к исключительно важным выводам (приводятся в нашем переводе);
"1. Шумерский и тюркский языки в очень отдаленное время могли быть родственными или неродственными, этот вопрос нас здесь не интересует. Однако на основе данных 165 слов и необходимых пояснений доказано то обстоятельство, что в языковом аспекте между шумерами и тюрками обнаруживается историческая связь.
2. Установлено, что по меньшей мере в 3500 годах до н. э. тюрки обнаруживаются в восточной части Турции. Каковы были северные, восточные и западные границы этой (территории), я намерен осветить в другом исследовании.
3. Доказано существование тюркского языка как самостоятельного языка с двумя ветвями за 5500 лет до нашего времени. Если постоянна скорость распада от рождения до соприкосновения с шумерами, прототюркский или тюркский язык-основа, надо полагать, просуществовал огромный период прежде. Этот вывод можно сравнить с моим утверждением "его возраст, по минимальному подсчету, 8500 лет", выдвинутым в процессе исследований по тюркскому языку, археологии и глоттохронологии, в моей работе "Теория Алтайских языков" ("Altai Dilleri Teorisi", s. 52-55), завершенной в конце 1978 г. и опубликованной в августе 1983 г. Теперь эта цифра подтверждается. Ибо если принять в рассчет предыдущий период от тюркского языка-основы до
284
его основных (ответвлений) - восточнотюркского и западнотюркского, минувшие с этого периода до нашего времени 5500 лет можно сложить вдвое.
4. Сегодня среди живых языков мира (именно) тюркский язык обладает древнейшими письменными свидетельствами. Это - заимствованные слова на шумерских клинописных табличках.
5. Одна из важнейших проблем теории Алтайских языков - анахронизм в примерах, относящихся к l2 ~ š, r2 ~ z, требует по этому вопросу внесения поправок в обратном направлении"34.
Ссылкии Главы 9
1 Falkenstein A. Das Sumerische. - Handbuch der Orientalistik. Abt. I, Bd. II, Absch. 1-2, Geschichte der Forschung, Sprache und Literatür, Leiden 1959, S. 9, 11, 14-15 (šumeru - искаженная аккадская передача собственно "шумерского" названия Kenger или Keηer (i.e. Kenger)).
2 Дьяконов И.М. О языках древней Передней Азии, "Вопросы языкознания", 1954, № 5, с. 47, 51; Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. Москва, 1967, с. 21, 83-84.
3 Ноmmel F. Ethnologic und Geographie des alten Orients. Münctıen, 1926, pp. 19, 21-22.
4 Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. Москва, 1948, с. 76.
5 Шумерские слова, фонетический облик и значение которых, по-видимому, в достаточной степени установлены, рассматривались нами по уже названным исследованиям А. Фалькенштейна и И. М. Дьяконова, частично и по другим источникам (Deimel P. A. Gössmann P. Sumerisches Lexikon I. Rom, 1947; Driver G. R. Semitic Writing from Pictograph to Alphabet. London, 1948; Иванов В. В. Хеттский язык, Москва 1963). Тюркские слова из древнетюркских письменных памятников (твердо датируются начиная с VIII в. н. э., хотя некоторые недатированные тексты определенно тяготеют к более раннему времени) и современных тюркоязычных словарей, см.: Mалов С . E . Памятники древнетюркской письменности, М.-Л., 1951; Древнетюркский словарь. Л., 1969 и др.
6 Ср. Иллич-Свитыч В.М. Алтайские дентальные: t, d, δ. "Вопросы языкознания", 1963, № 6, с. 44.
7 Сат Ш . Ч . Тувинско-русский словарь. М., 1955, с. 563.
8 Баскаков Н.А., Инкижекова-Грекул А.И. Хакасско-русский словарь. М., 1953, с. 330.
9 Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1968, с. 925.
10 Егоров В.Г. Чувашско-русский словарь. Чебоксары, 1954, с. 288.
11 Дмитриев Н.К. Соответствие /р// д// т//з//з//й. - Сб. "Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков, ч. I, Фонетика", М., 1955, с. 326-328; Menges К. Н. The Türkic Languages and Peoples (An Introduction to Türkic Studies). Wiesbaden, 1968, pp. 87-89.
12 Относительно наиболее, на наш взгляд, обоснованной современной терминологии письма см.: Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965, с. 36,39, 132.
13Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий, I. СПб., 1893, с. 1863.
285
14 По-видимому, здесь отразилась фонетическая закономерность n ~ j (i.e. y). Заметим, что А. Габэн выдвигает основным критерием для классификации древнетюркских диалектов именно различие звуков n, ñ и j (i.e. y) в инлауте и ауслауте некоторых основ, например: añïγ, anïγ и ajïγ "дурной, злой; очень" jañ- и jaj- "разогнать, рассеять; побеждать" (Gabain A. von. Alttürkische Grammatik, Leipzig, 1950, SS. 3-8, 53).
15 Menges К. Н. Указ. соч. 90.
16 Боровков А. К. "Бада'и' ал-лугат". Словарь Тали' Имани Гератского к сочинениям Алишера Навои. М., 1961, с. 117.
17 Отождествление слов uq "род, племя" и oq "стрела" для древнетюркского языка орхоно-енисейских текстов, по-видимому, противопоказано, ср.
Тувинск. uk "род, порода, происхождение" и ok [оък] "пуля; стрела; снаряд",
Алтайск. uk "род, порода, племя, поколение, потомство" и ok "пуля, стрела, снаряд" (Н. А. Баскаков-Т. М. Тошакова, Ойротско-русский словарь, М., 1947, с. 166, 115).
18 Ринчинэ А . Р . Краткий Монгольско-русский словарь. М., 1947, с. 228.
19 Ср. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности, с. 28, 33, 35, 43, 368; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967, с. 329-330.
20 Иллич-Свитыч В . M , Соответствия смычных в ностратических языках. - Сб. "Этимология 1966", М., 1968, с. 331.
21 Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии, М.-Л., 1959, с. 14, 18, 23, 98.
22 Махмуд Кашгарский. Диван лугат-ат-турк, I. Перевел (на Узбекский язык) и подготовил к печати С. М. Муталлибов, Ташкент, 1960, с. 382.
23 Романова А.В., Мыреева А.Н. Диалектологический словарь эвенкийского языка, Л., 1968, с. 134.
24 Радлов В. В. Указ. соч., с. 1473.
25 Малов С.Е. Язык желтых уйгуров. Алма-Ата, 1957, с. 129.
26 Махмуд Кашгарский. Указ. соч., с. 109. Двоякое написание этого слова ãγ и аγ недвусмысленно указывает на "первичную" (т. е. необъясненную до сих пор) долготу в анлауте.
27 Ср. Др.-Тюрк, mügüz ~ müηüz ~ miηiz ~ müjüz (i.e. müyüz) "рог (животного) "и Тувинск. myiys "рог" [j (y) <*g ~ γ (g) ~ η].
28 Биишев А. Г. "Первичные" долгие гласные в тюркских языках. Уфа, 1963, с. 68.
29 Романова А.В., Мыреева А.Н. Указ. соч., с. 134.
30 Вайман А. А. К расшифровке протошумерской письменности (предварительное сообщение). "Переднеазиатский сборник, II. Дешифровка и интерпретация письменностей древнего Востока", М.( 1966, с. 12-13.
31 Ср. Клима Й . Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967, с. 27: "Начало шумерского проникновения в южное Двуречье можно отнести к концу IV и началу III тысячелетия до н. э.".
32 Аманжолов А.С. "Щумеро"-тюркские соответствия и изобразительные логограммы. - "Sprache, Geschichte und Kultur der Altaischen Völker", Protokollband der XII. Tagung der Permanent International Altaistic Conference 1969 in Berlin. Herausgegeben von G. Hazai und P. Zieme. Berlin, 1974, c. 65-71.
33 Здесь и далее немецкий и английский переводы шумерских слов заменены нами на русский.
34 Tunа О . N . Sümer ve Türk dillerinin târihî ilgisi ile Türk dili'nin yaşi meselesi.