Гиви Чрелашвили писал(а):Это больше похоже на изнасилование, чем на битву с амазонками.
Со щитами в руках? Сомнительно. Другое дело, если они сначала пытались их похитить, а уже потом... Но позы мужчин свидетельствуют, что они собрались наносить рубящие удары. Похищение женщин греки изображали несколько иначе.
Несс, похищающий Деяниру. . Роспись килика, ок. 420 г. до н.э.
Кентавр, похищающий гречанку. Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Первая половина 5 в. до н.э.
Похищение Орифии Бореем. Акротерий храма Афины на острове Делос. Кон. 5 в. до н.э.
Относительно того, почему греки изображены обнаженными, можно, было бы сказать, что такими они обычно и сражались, (особенно когда видели амазонок, так сказать, во всеоружии), как это и указывают некоторые исследователи о гоплитах, сражавшихся с копьем и мечом в руках и защищенных только шлемом, поножами и, главным образом, щитом, так что потребность в латах была излишней. (п. фон Винклер Оружие. - М., 1992, стр. 38-39; Ф. Комиссаржевский. История костюма. - Минск, 1998, стр. 94; но наравне с многочисленными изображениями обнаженных воинов, часть которых показана ниже, известно немало изображений сражающихся в полных доспехах - кирасе, коротком хитоне под ней и кожаном фартуке. Однако хитон появился позже, как заимствованный с семитского Востока, а дорийцы его не знали, ограничиваясь лишь хленой - куском обёрнутой вокруг тела ткани и передником на бёдрах. (Брун Ф., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. - М., 1999, стр.9-10) Но в таком виде, кажется, не очень удобно сражаться.
Геракл и Кикнос. Метопа сокровищницы афинян в Дельфах. Нач. 5 в. ло н.э.
Стрелок из лука с западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина. Нач. 5 в. до н.э.
Сражающийся воин с западного фронтона храма Афины Афайи на острове Эгина.
Нач. 5 в. до н.э.
Аполлон, закалывающий Тития. Роспись килика, ок. 460 г. до н.э.
Ахилл, убивающий Пентесилею. Роспись килика, ок. 460 г. до н.э.
Я думаю, что многочисленные изображения обнажённых мужских фигур свидетельствуют об интересе скульпторов к красоте человеческого тела, и возможность проявить свое мастерство. Ведь именно греческие скульпторы создали и развили те каноны изображения человеческого тела, которые считаются классическими, а их творения непревзойдёнными. То, что вначале изображали обнажёнными в основном, мужские фигуры, связано, скорее с морально-этическими принципами, господствовавшими в Древней Греции. И не секрет, что немалую часть сексуальной энергии древние греки направляли не на своих жен (бывших в доме на положении рабынь и являвшихся лишь необходимым элементом продолжения рода), а на гетер и, в не меньшей степени, на лиц одного с ними пола. Вообще такое положение в обществе приводило временами к тому, что всякие общественные мероприятия - театральные представления, спортивные соревнования и т.п., сочетались с безудержным удовлетворением сексуальных потребностей зрителей, состоявших исключительно из мужчин.
А жёны чем могли кого-то поразить, если им полагалось появляться на улице (и то в исключительных случаях) замотанными с ног до головы, так что видны были одни глаза? Иное дело мальчики из свободных семей - это было модно, это было круто. Гетеры же, при всей свой популярности, не могли быть объектом для публичного восхищения, так как занимали весьма низкое положение в социальной иерархии. Конечно, все видели и чувствовали красоту женщин, но это было в интимные моменты, которые им не хотелось выносить на общественный суд, как свидетельство влечения к существам низким и недостойным. Изображались интимные сцены, в основном, в мелкой пластике и росписях керамики. Но со временем, общее развитие и обстоятельства заставили древних греков пересмотреть свои взгляды на женскую красоту.
Так, в середине 4-го века до н.э. Пракситель создал две статуи Афродиты - одну одетую, другую обнажённую и предложил жителям Коса на выбор. Коссцы смутились обнажённой богиней и купили одетую, заявив, что это серьёзная и скромная богиня им нравится больше. Отвергнутую купили книдяне, и её слава была известна по всему Восточному Средиземноморью. Такой успех окрылил скульпторов и вызвал массу подражаний, а потом и целое направление в скульптуре, к счастью для нас, имеющих возможность любоваться прекрасными творениями. Неизвестно, что было бы, разбей Пракситель отвергнутую статую.